Использование различных методов терапии в период адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Автор: Кузьмина Кристина Павловна
Адаптация у детей раннего возраста зачастую протекает на грани стрессовых реакций. Эмоциональный стресс, обусловленный разлукой с родителями, привычной обстановкой, ломкой динамического стереотипа и другими факторами, на которые ребенок отвечает реакцией. Это приводит к напряжению адаптационных механизмов ребенка и снижает его защитные возможности против воздействия неблагоприятных факторов. Неслучайно, в период адаптации к ДОУ, а именно в первый месяц пребывания ребенка в детском учреждении, заболеваемость детей в 2 раза выше, чем в послеадаптационном периоде.
Существует несколько видов профилактических мероприятий:
мероприятия, проводимые еще в период направления ребенка в ДОУ тщательная санация зева, носоглотки, полости рта; недопустимость проведения прививок за несколько дней до поступления в сад;
мероприятия по снижению напряжения адаптации – «ступенчатая» адаптация, связанная с пребыванием ребенка в ДОУ в первые дни неполный день; строгое соблюдение установленных норм набора детей в группы, либо увеличение количества обслуживаемого персонала в «переполненных» группах; тщательное утепление окон для исключения сквозняков и поддержания оптимального температурного режима в помещениях ДОУ; не держать одетых на прогулку детей в помещении, а сразу выводить их на улицу; обеспечить высокий уровень педагогических мероприятий как отвлекающий фактор;
мероприятия, проводимые родителями – обеспечивать соответствие домашнего режима ребенка учрежденческому в воскресные и праздничные дни, особенно в отношении еды, сна; приводить детей в группу одетыми строго по сезону и с запасным комплектом одежды, который должен постоянно находиться в ДОУ; не водить детей в магазины, кинотеатры, ограничить посещение гостей и других массовых мероприятий.
Примерная тематика оздоровительных мероприятий в период адаптации
Пальчиковые игры.
Игры с песком.
Игры с водой.
Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами).
Сказкотерапия
Музыкотерапия – Музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной
системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения.
Наиболее эффективным является прослушивание классической музыки и звуков
природы.
Рекомендации родителям
1.Для повышения защитных сил организма давать ребенку легкую, но полноценную пищу, обогащенную витаминами и минеральными веществами.
Включать в рацион кисломолочные продукты
Ежедневно во время утреннего приёма воспитатель обращает внимание на аппетит ребенка, наличие диспепсических расстройств, аллергических реакций, которые могут наблюдаться в связи с переходом на новое питание.
Вечером, отдавая ребёнка домой, воспитатель информирует родителей о его
поведении в группе, аппетите, о том, какие блюда и продукты он получил в течение дня, в зависимости от этого даёт рекомендации о составе его вечернего питания дома.