+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Современные подходы к взаимодействию детского сада и семьи

Автор: Ларикова Елена Владимировна

Семья - основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития и социализации ребенка. Очевидной стала необходимость изменить отношения образовательного учреждения и семьи. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально- нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это и общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ и конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Цель работы нашего учреждения – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Основные задачи взаимодействия ДОУ с родителями, являются следующие:

1.    Повысить активность и ответственность семей воспитанников детского сада и привлечь их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2.         Обеспечить информационно-просветительскую поддержку выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Содействовать созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

3.    Формировать эффективное взаимодействие семьи и детского сада через интерактивные способы общения: e-mail, сайт ДОУ.

4.                  Пропагандировать использование ИКТ в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.

 

Педагоги нашего детского сада помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используют инновационные формы и методы:

  презентация образовательной деятельности ДОУ;

  фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

  информационные буклеты;

  организация Дней открытых дверей; совместное проведение досугов;

  групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видео презентации;

  тематические досуги    «Моя семья»,       «Новый год у ворот»,

  «Защитники Отечества», «День матери», «Осень в гости просим».

  вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек);

  оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «Юные олимпийцы».

 

Опираясь на данные позиции, приветствуем любые формы включения родителей в жизнь детского сада:

  информируем родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду;

  приглашаем к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов и родителей;

  предлагаем творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе;

  призываем к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала.

 

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.  Мы ушли от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Используем такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более   легкому   запоминанию   сути   бесед, создают   особый   настрой   на

доброжелательный разговор. После небольшого вступления воспитатели переходят к дискуссии, в качестве примеров используют моменты из жизни группы, включают инсценированною фрагментов из практики воспитания детей, включают практические задания, игры, музыкальное оформление. В некоторых случаях родителям предлагается совместная деятельность с детьми.

Коллективные творческие дела помогают сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых, и детей.

Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, считаем необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараемся объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. Обращаем внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира. Поэтому объясняем значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

Дни открытых дверей - 2 раза в год. В это время у родителей имеется уникальная возможность ―прожить целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней гимнастики, побывать на занятиях, на прогулке, при приеме пищи, на бодрящей гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т.д.

Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ).

 Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирова