Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Коберник Виктория Юрьевна
Актуальность развития коммуникативных способностей возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Таким образом, на взрослых лежит ответственность за развитие коммуникативных способностей у детей.
Эта проблема актуализируется на государственном уровне, что подтверждено введением в систему дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта, определяющего выполнение одного из важных требований – это социально-коммуникативное развитие детей, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры.
По мнению ряда психологов (В.В. Абраменкова, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и др.) опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.
Исходя из рассмотренных теоретических положений можно сделать вывод, что коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Наиболее эффективным средством формирования личности дошкольника является ведущий вид деятельности – игра. Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Нами были выделены и обоснованы педагогические условия развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: использование разнообразных форм организации образовательного процесса, влияющие на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста; использование игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Экспериментальная работа по проблеме исследования была организована на базе МДОУ «Ермаковский детский сад «Теремок» Джанкойского района Республики Крым. В исследовании участвовало 30 детей старшей группы. Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении уровней развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
Для реализации поставленной цели на основании задач Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и теоретических разработок ученых (Л.А. Дубина, Л.В. Кузнецова, Л.Р. Мунирова и др.), нами были выделены соответствующие критерии развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Информационно-коммуникативный с такими показателями, как:– умения вступать в процесс общения; умения соотносить средства вербального и невербального общения; умение принимать информацию; умение передавать информацию в совместной деятельности.
Аффективно-коммуникативный включал в себя следующие показатели: умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению в совместной деятельности; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга в совместной деятельности.
В основе регуляционно-коммуникативного критерия были заложены такие показатели, как: умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению в сюжетно-ролевой игре; умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься в совместной деятельности; выход из конфликтных ситуаций в совместной деятельности; умения применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; умения оценить результаты совместного общения.
В основу диагностики выявления уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста нами положена методика, разработанная С.Е. Анфисовой, И.В. Груздовой, А.Н. Давидчук, О.В. Дыбиной, А.Ю. Кузиной, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой и др., которая состояла из восьми диагностических заданий и наблюдений.
Полученные результаты диагностических заданий, проведенных с детьми старшего дошкольного возраста свидетельствуют, что большая часть детей относится к среднему уровню развития коммуникативных способностей, а также достаточное количество старших дошкольников, отнесенных к низкому уровню развития коммуникативных способностей.
Так, на высоком уровне развития коммуникативных способностей в диагностируемой группе находиться 17 % детей старшего дошкольного возраста, что составляет 5 человек от общего количества участников. На среднем уровне находятся 16 детей группы №1, что составляет 53 % дошкольников. На низком уровне, соответственно, находиться 30 % детей (9 чел.) группы №1.
Поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации выделенных нами педагогических условий, направленных на повышение уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.