+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Блокадный хлеб Ленинграда

Автор: Яроц Кира Васильевна

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе.        28.01.2020 г.

Тема: Блокадный хлеб Ленинграда.

Цели занятия:     

          Закреплять с детьми полученные знания о жизни людей блокадного Ленинграда.

          Упражнять детей в построении предложений разных конструкций, в подборе синонимов и антонимов.

          Пополнять, активизировать словарь детей, знакомить с пословицами.

         Развивать у детей внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление.

         Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства:

             - гордость за наш народ, его героическое прошлое;

             - уважение к ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны;

            -  бережное отношение к хлебу.

  Оборудование: сайд-фильм к занятию, хлеб наших дней, порции блокадного хлеба, мякина.

Ход занятия.

I. Вводная часть занятия. Мини-музей «Воздух». Дыхательная гимнастика.

                Ах, какой воздух! Ах, какой чистый воздух!

                Ах, какой чистый, свежий воздух!

II. Основная часть. Музыкальный зал.

1. Загадывание загадки о хлебе.  Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, и бывает подгорелый. 

 -Каждый день мы едим хлеб. Какой он? Словарная работа: белый, черный, мягкий, вкусный, полезный, душистый, ароматный, сытный, теплый, свежий, горячий.  (Ответы детей.)

2.  Рассказ о значении хлеба. Слайды 2-4.

   -С давних времен люди день и ночь трудились в поле, выращивая пшеницу или рожь, считали хлеб богатством. Их волновало: не побьет ли ее дождь или град, не сожжет ли солнце, не поклюют ли птицы, не вытопчут ли посевы животные. Доставался хлеб тяжелым трудом, отсюда и уважительное отношение к хлебу: «Хлеб- кормилец».  Хлеб – это символ достатка. Издавна долгожданных гостей и молодоженов на Руси встречают хлебом и солью.   Его до сих считается главной составляющей обеденного стола. Выбросить хлеб считалось большим грехом.  Неурожай хлеба был для людей бедствием.

-Какие пословицы о хлебе вы знаете? (Ответы детей.) Хлеб всему голова.

Без хлеба куска везде тоска. Хлеб на стол – и стол престол, хлеба ни куста – и стол доска. Без хлеба сыт не будешь. Покуда есть хлеб и вода все не беда.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

- Как надо относиться к хлебу?

 

3. Хлеб блокадного Ленинграда.

(Слайды - 5,6).   Довоенный мирный Ленинград был большим, красивым городом, в котором жили 3 миллиона счастливых жителей.  Он расположен на берегах реки Невы. Здесь было очень много заводов, фабрик, школ, детских садов, театров, музеев, исторических памятников, скверов и парков.

 Работа с антонимами. Игра «Скажи наоборот».  Мир- война, друг- враг, тихо- громко, радость- грусть, печаль,   счастье –горе,  смех- слезы, сытый –голодный, сильный – слабый, смелый – трусливый, жить- умирать.

(Слайд - 7.)  22 июня 1941 г. началась ВОВ. Фашисты без предупреждения напали на нашу страну.  Они быстро захватывали города и села, и уже через несколько месяцев, 9 сентября, город оказался в блокаде.  По плану Гитлера этот город должен быть уничтожен полностью, стерт с земли вместе с жителями.

 - Что такое блокада? (Ответы детей.)

(Слайд- 8.) Посмотрите на верхние картины слайда. Как фашисты уничтожали город? (Ответы детей.)

  Но особенно трудно пришлось ленинградцам с наступлением зимы, которая была очень снежная и морозная. В городе отключили электричество, воду, отопление. Как люди старались выжить?  (Ответы детей.)

(Слайд-9.) Самым страшным испытанием был голод, когда в городе не осталось продуктов. Что вы знаете о блокадном хлебе? (Ответы детей.)

 Я вспоминаю хлеб блокадных лет,                   Василиса Е.

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был, из наших бед,

И что в него тогда только не клали.

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

 С корой, колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький, с хвоей, лебедой,

 На праздник, очень редко, чистый просто.    ( Лидия Хамилянина.)

 

(Слайд-10).  Вы видите блокадный хлеб, который находится в музее Ленинграда. Рядом с ним карточки, по которым можно было получить его, отстояв очередь на морозе. Если карточка терялась, то хлеб уже не выдавали.

(Слайд- 11). А это то, что добавляли в муку: мякина, жмых, лебеда, ботва, хвоя.                                  (Словарная работа.)

                   Физкультминутка.    Валера.

      Раз- два- три- четыре – будем всех сильнее в мире,

      Будем мир мы защищать, будем маму обнимать.

     На носочки встанем, солнышко достанем.

     Раз- два- три –четыре-пять - будем дальше отвечать.

(Слайды – 12, 13). - Что вы знаете о дороге жизни? Где и для чего она была проложена? Безопасная ли была эта дорога? Почему?  (Ответы детей).

(Слайд -14).  Как звали эту девочку? Что вы о ней можете рассказать? Почему ее не смогли спасти врачи?   (Словарь: ослабленная, бессильная, истощенная)

4. Работа с синонимами. Солдаты и жители Ленинграда смогли выдержать блокаду.                   Они не только не сдали свой город врагу, но и помогали всей стране воевать с фашистами  Можно их назвать смелыми? А какими еще словами можно сказать о них. Словарная работа: храбрые, мужественные, бесстрашные, героические, сильные духом. Не смотря на блокаду, голод, бомбежки, обстрелы они продолжали жить, воевать, работать, учиться…

  (Слайды 15-22). 8 подвигов ленинградцев (краткий рассказ учителя-логопеда).

                   1.  Симфония жизни в «мертвом городе».

                   2.  Семена не для себя.

                   3. Ледяная дорога.

                   4. Блокадный трамвай.

                   5. Героический альпинизм.

                   6. Футбол жизни.

                   7.   Блокадный театр.

                   8. Девичья команда.

III.  Итог занятия. (Слайды 23-25).  За годы войны в городе население уменьшилось в 6 раз. В память о погибших открыт огромный мемориал -  Пискаревское кладбище, где захоронены погибшие в блокаду воины и мирные жители. Вчера в Ленинграде отмечали самый большой праздник – день его освобождения.

- Что бы вы хотели сказать детям войны, живущим в этом городе, после нашего занятия. Закончите предложения.

Мы помним…..   Гордимся…..    Не забудем…..