Блокадный хлеб Ленинграда
Автор: Яроц Кира Васильевна
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. 28.01.2020 г.
Тема: Блокадный хлеб Ленинграда.
Цели занятия:
Закреплять с детьми полученные знания о жизни людей блокадного Ленинграда.
Упражнять детей в построении предложений разных конструкций, в подборе синонимов и антонимов.
Пополнять, активизировать словарь детей, знакомить с пословицами.
Развивать у детей внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление.
Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства:
- гордость за наш народ, его героическое прошлое;
- уважение к ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны;
- бережное отношение к хлебу.
Оборудование: сайд-фильм к занятию, хлеб наших дней, порции блокадного хлеба, мякина.
Ход занятия.
I. Вводная часть занятия. Мини-музей «Воздух». Дыхательная гимнастика.
Ах, какой воздух! Ах, какой чистый воздух!
Ах, какой чистый, свежий воздух!
II. Основная часть. Музыкальный зал.
1. Загадывание загадки о хлебе. Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, и бывает подгорелый.
-Каждый день мы едим хлеб. Какой он? Словарная работа: белый, черный, мягкий, вкусный, полезный, душистый, ароматный, сытный, теплый, свежий, горячий. (Ответы детей.)
2. Рассказ о значении хлеба. Слайды 2-4.
-С давних времен люди день и ночь трудились в поле, выращивая пшеницу или рожь, считали хлеб богатством. Их волновало: не побьет ли ее дождь или град, не сожжет ли солнце, не поклюют ли птицы, не вытопчут ли посевы животные. Доставался хлеб тяжелым трудом, отсюда и уважительное отношение к хлебу: «Хлеб- кормилец». Хлеб – это символ достатка. Издавна долгожданных гостей и молодоженов на Руси встречают хлебом и солью. Его до сих считается главной составляющей обеденного стола. Выбросить хлеб считалось большим грехом. Неурожай хлеба был для людей бедствием.
-Какие пословицы о хлебе вы знаете? (Ответы детей.) Хлеб всему голова.
Без хлеба куска везде тоска. Хлеб на стол – и стол престол, хлеба ни куста – и стол доска. Без хлеба сыт не будешь. Покуда есть хлеб и вода все не беда.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
- Как надо относиться к хлебу?
3. Хлеб блокадного Ленинграда.
(Слайды - 5,6). Довоенный мирный Ленинград был большим, красивым городом, в котором жили 3 миллиона счастливых жителей. Он расположен на берегах реки Невы. Здесь было очень много заводов, фабрик, школ, детских садов, театров, музеев, исторических памятников, скверов и парков.
Работа с антонимами. Игра «Скажи наоборот». Мир- война, друг- враг, тихо- громко, радость- грусть, печаль, счастье –горе, смех- слезы, сытый –голодный, сильный – слабый, смелый – трусливый, жить- умирать.
(Слайд - 7.) 22 июня 1941 г. началась ВОВ. Фашисты без предупреждения напали на нашу страну. Они быстро захватывали города и села, и уже через несколько месяцев, 9 сентября, город оказался в блокаде. По плану Гитлера этот город должен быть уничтожен полностью, стерт с земли вместе с жителями.
- Что такое блокада? (Ответы детей.)
(Слайд- 8.) Посмотрите на верхние картины слайда. Как фашисты уничтожали город? (Ответы детей.)
Но особенно трудно пришлось ленинградцам с наступлением зимы, которая была очень снежная и морозная. В городе отключили электричество, воду, отопление. Как люди старались выжить? (Ответы детей.)
(Слайд-9.) Самым страшным испытанием был голод, когда в городе не осталось продуктов. Что вы знаете о блокадном хлебе? (Ответы детей.)
Я вспоминаю хлеб блокадных лет, Василиса Е.
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был, из наших бед,
И что в него тогда только не клали.
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой, колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький, с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко, чистый просто. ( Лидия Хамилянина.)
(Слайд-10). Вы видите блокадный хлеб, который находится в музее Ленинграда. Рядом с ним карточки, по которым можно было получить его, отстояв очередь на морозе. Если карточка терялась, то хлеб уже не выдавали.
(Слайд- 11). А это то, что добавляли в муку: мякина, жмых, лебеда, ботва, хвоя. (Словарная работа.)
Физкультминутка. Валера.
Раз- два- три- четыре – будем всех сильнее в мире,
Будем мир мы защищать, будем маму обнимать.
На носочки встанем, солнышко достанем.
Раз- два- три –четыре-пять - будем дальше отвечать.
(Слайды – 12, 13). - Что вы знаете о дороге жизни? Где и для чего она была проложена? Безопасная ли была эта дорога? Почему? (Ответы детей).
(Слайд -14). Как звали эту девочку? Что вы о ней можете рассказать? Почему ее не смогли спасти врачи? (Словарь: ослабленная, бессильная, истощенная)
4. Работа с синонимами. Солдаты и жители Ленинграда смогли выдержать блокаду. Они не только не сдали свой город врагу, но и помогали всей стране воевать с фашистами Можно их назвать смелыми? А какими еще словами можно сказать о них. Словарная работа: храбрые, мужественные, бесстрашные, героические, сильные духом. Не смотря на блокаду, голод, бомбежки, обстрелы они продолжали жить, воевать, работать, учиться…
(Слайды 15-22). 8 подвигов ленинградцев (краткий рассказ учителя-логопеда).
1. Симфония жизни в «мертвом городе».
2. Семена не для себя.
3. Ледяная дорога.
4. Блокадный трамвай.
5. Героический альпинизм.
6. Футбол жизни.
7. Блокадный театр.
8. Девичья команда.
III. Итог занятия. (Слайды 23-25). За годы войны в городе население уменьшилось в 6 раз. В память о погибших открыт огромный мемориал - Пискаревское кладбище, где захоронены погибшие в блокаду воины и мирные жители. Вчера в Ленинграде отмечали самый большой праздник – день его освобождения.
- Что бы вы хотели сказать детям войны, живущим в этом городе, после нашего занятия. Закончите предложения.
Мы помним….. Гордимся….. Не забудем…..