Канзаши" - форма развития творческой личности
Автор: Пикалёва Екатерина Альфредовна
Канзаши – форма развития творческой личности
Творческие люди всегда ценились в нашем мире. Рутинную работу может сделать кто угодно, а вот придумать и создать что-то такое, что выходит за рамки обычного получается далеко не у каждого.
Творчество – деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей, а также то, что создано в результате данной деятельности. Творческую личность характеризуют творческие способности (или креативность) - умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Данный опыт может быть получен из общения с природой, культурным наследием предков, а также из общения с окружающими людьми.
Оценить уровень развития творческих способностей личности можно по следующим критериям: беглость (легкость, продуктивность) – генерирование большого количества идей за единицу времени;
гибкость – способность быстро переключаться с одной идеи на другую;
оригинальность – необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
точность – детальная разработка возникших идей.
Творческие способности получают свое развитие лишь в деятельности. Одним из таких видов деятельности является декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции и включая новые области рукоделия. К таким областям можно отнести канзаши – технику изготовления украшений из атласных лент.
Родина техники Канзаши - Япония. Данному искусству около четырехсот лет. Примерно в 16 веке у японских красавиц появилась мода на столь сложные прически, что их требовалось как-то фиксировать. Для этого они использовали, прежде всего, шпильки. Именно этот арикмахерский аксессуар и дал название древнему искусству. «Кандзаси (яп. 簪?, в транскрипции ромадзи — kanzashi, в русском языке иногда используется некорректная транскрипция «канзаши» или «канзаси».) - женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно.»
В национальных женских прическах использовали несколько типов шпилек. Это хира-учи (шпилька с круглым плоским украшением), тама-канзаши (украшенные шариком), раздвоенная шпилька ешичо и цумами-канзаши (хана-канзаши) – шпилька, украшенная шелковым цветком.Такие украшения сохраняли свою значимость вплоть до середины двадцатого века. Они были не просто модным украшением, но также имели символическое значение. Так, например, по прическе и украшениям в ней можно было судить о социальном статусе японки. Прическа рассказывала о том, к какому слою общества принадлежит ее обладательница, замужем японка или нет, имеет ли она детей и сколько. Для каждого времени года изготовлялись специальные сезонные украшения:В основе техники Канзаши – сворачивание (цумами), то есть складывание прямоугольных кусочков ткани в форме продолговатых, округлых или острых лепестков. Они могут быть маленькие простые. В этом случае получаются пятилепестковые цветочки. Количество лепестков может доходить до нескольких десятков. Результат - сложные многоярусные цветы (по типу хризантемы). Можно формировать целые каскадные украшения из цветочных композиций и подвесок.
Если в традиционном оригами используется бумага, то для канзаши – текстильный материал. Это могут быть атласные, репсовые, шифоновые ленты различной ширины, ткань, трикотажные полотна. В классическом исполнении для изготовления изделий из Канзаши применяют натуральные материалы животного происхождения – натуральный шелк. В настоящее время предпочтение отдаётся химическим материалам и в частности шёлку из синтетических волокон. Наряду с текстильными материалами для изготовления изделия декоративно-прикладного творчества в технике Канзаши применяются следующие материалы и инструменты: нитки, иглы, клей, ножницы, линейка, трафареты, мел, карандаш, стекло, устройство для осуществления контактной термообработки, клеевой пистолет. Получение заготовок для изготовления Канзаши – квадратов или прямоугольников может быть выполнено при выкраивании из ленты или из текстильного материала с помощью трафарета. Использование термопластичных текстильных материалов даёт возможность широкого применения химических технологий. А именно, сварку как технологический способ обработки данных материалов и получения изделий в технике Канзаши.
Широкое применение при изготовление декоративных изделий в технике Канзаши получили ленты атласного и репсового переплетений. Атлас в переводе с арабского означает «гладкий». Лента – это латинское слово и обозначает «узкая полоска ткани». Прародительницей ленты можно считать веревку из растительных волокон, которая постепенно превратилась в тесьму, а затем в ленту. История лент уходит в далекое прошлое и насчитывает несколько тысяч лет. Это украшение было популярно ещё в доисторическое время, что подтверждают находки археологов на стоянках древнего человека в различных частях нашей планеты. А уже в античный период история атласной ленты достигает своего расцвета. В это время её начинают украшать вышивкой, камнями, монетами. Всё это делается с помощью дорогих материалов. В Древнем Китае таким материалом являлся шёлк. Так что, во всех древних цивилизациях использовали эти красивые блестящие атласные ленты. И в каждом государстве история их применения была своя: где-то они были знаком отличия, где-то использовались исключительно женщинами, или — только мужчинами, были привилегией высшего сословия или имели сакральное значение.
Декоративно-прикладное творчество – Канзаши позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать аккуратность, силу воли, удовлетворить потребность человека в самоактуализации и в самосовершенствовании. В наше время элементы канзаши используются для украшения аксессуаров для волос, фоторамок, фотоальбомов, в качестве брошей, для создания настенных панно и т.д.
Таким образом, канзаши – это не просто технология изготовления цветочных украшений, но и полноценный вид декоративно-прикладного искусства, способствующий развитию творческой личности.