Развитие фантазии и воображения
Автор: Акимушкина Светлана Валерьевна
Развитие фантазии и воображения
Развитие фантазии и воображения у ребенка – один из самых важных аспектов формирования интеллектуальной личности, благодаря чему, ребенок может разносторонне развиваться и раскрывать весь потенциал своих возможностей и талантов. Эти способности будут помогать ребенку изучать мир и заниматься разными науками, а в будущем, и в профессиональной деятельности. Как важно привить у ребенка с детских лет жажду к знаниям, к учебе, к исследованиям. Именно развивая фантазию и воображение, мы помогаем ребенку постоянно двигаться в процессе познания и решения разных задач. Нестандартное мышление, творческое мышление, креативность, изобретательность – все это результат развития фантазии и воображения.
Существует множество способов как развивать в ребенке данные навыки. Любая творческая деятельность построена именно на фантазировании и работы воображения: рисование, художественно-прикладное искусство, музыка, литература, танец, театр.
Но и точные науки нам в этом помогают. Как же можно представить составляющие числа, смысл слова, геометрические фигуры в разрезе и т.п., если не подключать к этому воображение?
Развитием у ребенка фантазии и воображения можно начинать заниматься уже с раннего возраста и на протяжении всей его жизни. Вот некоторые упражнения, которые помогут в этом:
Упражнения для развития фантазии и воображения
Упражнение 1 « Рисование».
1. «Нарисуй историю».
Прочитайте с ребенком незнакомую историю (сказку, рассказ…), обсудите и поговорите о прочитанном: о чем эта история, чему учит, зачем автор ее придумал и написал, что понравилось и что нет, чтобы ребенок хотел изменить в этой истории, что за главный герой в этой истории и почему именно ему посвящена история…и т. д
После ребенок должен нарисовать (на выбор):
- главного героя или второстепенного
- место действия
- фрагмент из истории
2. «Сказочный автопортрет».
Пусть ребенок представит, что он попал в сказку и превратился в сказочного персонажа или животное, и нарисует свой автопортрет.
3. «Сказочное чудо-юдо».
Нужно создать сказочное существо, которого еще не было ни в одной сказке, придумать ему свой мир, характер, повадки…
Упражнение 2 « Переделывание сказок».
Возьмите за основу известную сказку:
- что было до начала истории?
- что было после окончания истории?
- а что было бы, если бы все было наоборот?
- соедините несколько сказок в одну, что получится?
Упражнение 3 « Необычный танец».
Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. А зрители должны угадать, какой образ задуман («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).
Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.).
Упражнение 4 «О чем рассказала музыка».
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
Можно подобрать разные картины, передающие определенные эмоции и атмосферу (праздник, грусть, таинственность, агрессия и т.д.). С какой картиной у ребенка ассоциируется данная музыка?
Упражнение 5 «Что это такое?».
Сделайте из картона разные геометрические фигуры и попробуйте сложить из них как из мозаики рисунок (кошку, дом, узор… и даже целую картину).
Любым упражнением, любой деятельностью тоже надо суметь заинтересовать ребенка, но это уже зависит от фантазии и воображения педагога!