Из опыта работы с детьми с ОВЗ
Автор: Бутенко Ирина Владимировна
Из опыта работы с детьми ОВЗ
В настоящее время можно отметить такую тенденцию, как усиление внимания к жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, осознание важности педагогической поддержки таких детей. Специалисты отмечают, что количество детей с ОВЗ растет. Некоторые заболевания позволяют детям посещать обычную школу, другие проходят обучение в специальных (коррекционных) школах, а есть и такие дети, которые вынуждены большую часть времени проводить в стенах своей квартиры. Жизнь детей в среде, ограничивающей контакты с внешним миром, обедняет условия для приобретения социального опыта. В нашем учреждении в настоящее время возросло понимание важности социально педагогической поддержки развития детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий;
- Последовательное выполнение заданий;
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности:
- Чередование занятий и физминуток;
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
- Ежедневная оценка «Хорошо», «Молодец», «Умница»;
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
- Оценка переделанных работ;
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. В процессе обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к заданию. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с педагогом при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала педагога, а затем ребенка). Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Методы в работе с детьми с ОВЗ. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- проведение подготовительных занятий;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
6. проявление педагогического такта.
Очень важно понимать, что при выстраивании работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, нет необходимости изолировать их от других детей, наоборот, важно активно вовлекать их в деятельность с социумом. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей работы. Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.