+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект НОД "Знакомство с русской народной сказкой "Снегурочка

Автор: Гончарова Мария Владимировна

НОД: «Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»»

Цель:  познакомить с новым произведением русского народного творчества «Снегурочка»

Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве содержания и художественной формы;

Развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний;

Развивать умение   излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей;

 Воспитывать интерес к чтению художественной литературы;

Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: Шуршунчик, ширма, книги - сказки, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация сказки «Снегурочка», экран, аудиозапись песни «Кабы не было зимы…», 2 стакана, снег, лейка с водой, поднос, 2 блюдца, пластиковые пакеты, кусочки льда, варежка.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

 

1.    Организационный момент.  (Вводный этап)

Звучит музыка «Кабы не было зимы…».

Воспитатель: Ребята, сейчас какое время года? (зима)
- А что было бы, если бы не было зимы? (не было бы снега...)
- Правильно, ребята. Если бы не было зимы, не было бы снега, Нового года, и мы не смогли бы построить снежные постройки, не смогли бы кататься на санках и коньках, не играли бы в снежки, не прыгали бы в сугробы, не знали бы сказок о зиме.

2.    Основной этап.  

Воспитатель:Ребята, сегодня в этот морозный зимний день к нам пришел необычный гость. Кто это, вы его узнали? Это хранитель книг в библиотеке Шуршунчик.

Шуршунчик: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю нам отправиться в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. А вы любите сказки? Сказки в нашей жизни возникли давно, когда еще не было письменности. Их не записывали, а передавали «из уст в уста». Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные истории. Сегодня мы поговорим о зимних сказках. Я их много знаю, потому что я хранитель книг. Давайте проверим, какие зимние сказки знаете вы.  Для этого я вам буду загадывать загадки.

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.  «По щучьему веленью»

Шла морозная зима.

В проруби у озера

Серый хвост лиса-кума

Волку отморозила. «Волк и лиса»

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок. «Заюшкина избушка»


Шуршунчик: Молодцы! Все загадки отгадали. Я к вам пришел не с пустыми руками,  принес я одну историю, которая случилась в одной деревне зимой. Вы ее послушайте и потом скажите сказка ли это? (воспитатель берет у Шуршунчика книгу)

Воспитатель: Спасибо. Вы догадались о ком эта история? Давайте присядем послушаем и посмотрим историю о Снегурочке ? (воспитатель читает детям сказку с просмотром презентации)

 Воспитатель: Понравилась вам история, которую вы услышали? Как вы думаете, история о Снегурочке – это сказка? Почему? (в сказке происходят волшебные превращения, которых в жизни не бывает).

Воспитатель: Шуршунчик, а давай узнаем, запомнили ли дети содержание сказки?

-Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

 - Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

-  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 -  Какая она была? (веселая)

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Почему?

Шуршунчик: Вот как об этом говорится в сказке «… А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек»

Воспитатель: Вот интересно, правильно ли рассуждает Снегурочка: «Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек».

Шуршунчик: Вероятно, Снегурочка забыла, что она из снега слеплена?

А будет ли полезен ей дождь?

Воспитатель: Как же нам узнать ответ на этот вопрос, Шуршунчик? Может быть провести опыт со снегом?

Содержание опыта. Воспитатель вместе с детьми наполняет два стакана снегом. В один стакан со снегом добавляют воду, а в другой – нет. Воспитатель предлагает понаблюдать, в каком стакане снег тает быстрее.

Вывод (делают дети). Для Снегурочки опасен дождик, так как под ним она тает быстрее.

Воспитатель: А как же спастись Снегурочке от дождя?

 - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  

Воспитатель: Вам нравится, как заканчивается сказка? ( нет, сказка заканчивается грустно)

Шуршунчик: А мне очень жалко старика со старухой. Им теперь будет трудно без своей дочки.

Воспитатель: А в чем будут заключаться трудности стариков? (ответы детей)

Воспитатель: А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла? А как?

Шуршунчик: Я знаю, как можно спасти Снегурочку от таяния летом.  Снегурочка должна надеть шубу, шапку, шарф и валенки.

Воспитатель: Шуршунчик, ты уверен?

Шуршунчик: Да.  Я же хранитель книг в библиотеке, и в одной очень умной книге я узнал о таком эксперименте. Предлагаю и нам провести его здесь и сейчас.

Содержание опыта. Воспитатель вместе с детьми кусочки льда помещают в пластиковые пакеты (чтобы тающая вода не замочила варежку). Один из них заворачивают в варежку, другой оставляют лежать на открытом воздухе (это будет контрольный экземпляр).

Воспитатель: А пока мы ждём, давайте немного развлечемся и слепим Снегурочку.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки  получились.

Шуршунчик: Проверим, что там с кусочками льда произошло.

Воспитатель просит детей самих описать результат опыта.

Дети: Первая сосулька заметно подтаяла (незакрытая), а вторая (в варежке) таять и не начинала.

Шуршунчик: Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?

Воспитатель: Объясняется все просто. Варежка перестала пропускать к кусочку льда комнатное тепло. И от этого льду в варежке стало холодно, вот лед и не растаял.

Шуршунчик: Зачем же человек в мороз надевает шубу?

Дети пытаются сами сформулировать ответ. Если затрудняются, то помогает воспитатель: "Чтобы не замерзнуть. Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет»

Воспитатель: Теперь давайте подумаем, если Снегурочка наденет шубу, шапку, шарф и валенки и выйдет в летний солнечный день гулять с подружками, растает она или нет?

3.    Итог занятия.

 Воспитатель: Спасибо тебе, Шуршунчик, за такую интересную сказку. Скажите, что для вас сегодня было самым интересным? А что было для вас трудным? Давайте попрощаемся с Шуршунчиком. Ты приходи к нам не забывай. Мы ждѐм от тебя новых интересных книг.

Шуршунчик: Я с вами не прощаюсь. Жду Вас к себе в гости в библиотеку. До встречи.

Воспитатель: На следующем занятии мы попробуем придумать продолжение сказки, и может она получится не такой грустной, и у сказки будет счастливый конец.