Использование проблемных игровых ситуаций в развитии творческого мышления детей дошкольного возраста
Автор: Батурина Ольга Викторовна
1. «Использование проблемных игровых ситуаций в развитии творческого мышления детей дошкольного возраста»
2.Советский психолог, философ Сергей Леонидович Рубинштейн сказал: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
3. Проблема - реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.
Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемной ситуацией по изобразительной деятельности является вовлечение ребенка в творческий процесс через осмысление его каждого шага для превращения неизвестного в известное, используя все свои знания и жизненный опыт.
4. Работая по теме самообразования «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через применение различных нетрадиционных техник и материалов», я использую принципы, которые лежат в основе системно - деятельностного подхода. Для успешного внедрения системно - деятельностного подхода в практику своей работы в направлении художественно-эстетического развития ребенка создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе создана зона, в которой собраны образцы народно – прикладного искусства, картины русских художников, скульптуры, вышивки, оригами, панно, выполненные в различных техниках, различный материал для творчества, игры, изготовленные собственными руками. Каждый ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: различные виды бумаги, цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, клей, трафареты, штампы, различный бросовый материал. Весь этот материал находится в доступном для ребенка месте. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность каждому ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его личным достижением. Дети самостоятельно «открывают» новые знания, а затем включают новые знания в систему знаний и умений. (Например, ситуация с пропавшей краской. Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме зеленого. Что делать? Дети самостоятельно находят решение – надо смешать краски. Путем эксперимента выясняют какие именно краски надо смешать. Делают вывод – для получения зеленой краски нужно смешать синюю и желтую краски). При этом дети анализируют, сравнивают, обобщают.
5. Основные этапы технологии в образовательной деятельности на занятии:
1. Введение в игровую ситуацию ( На данном этапе в принципе используются знакомые приемы и методы. Варианты созданной проблемной ситуации: какой-либо знакомый детям персонаж, воспитатель, получаем письмо в котором просит помощи в решении проблемы или отправляемся в путешествие и обнаруживаем необходимость в решении проблемы, помочь, выполнить задание.
2 Введение в ситуацию переходит в мотивацию, когда дети сами предлагают свою помощь герою, или решают, что им необходимо что то изготовить, нарисовать, попробовать что то новое. Воспитатель на данном этапе задает мотивационные вопросы (Вы хотите помочь зайчику? Ребята порадуем малышей, покажем им театр? Вы сможете сделать такую картину)
3 Затруднение ситуации. Здесь выясняется, что задуманное не просто выполнить, вместе выявляем проблему. Например нет краски нужного цвета;
крупа не держится на картине; получается четкая линия, а нам нужно, чтобы цвета в радуге перетекали из одного в другой; нет героев для настольного театра, который задумали показать детям из младшей группы.
4 Поиск выхода из затруднения. Роль педагога - управлять поисковой деятельностью детей. Можно задать вопросы:
-Как нам поступить в данной ситуации? Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?
- А что интереснее, спросить у того, кто знает или самим догадаться? Попробуем догадаться сами.
Рассуждаем, выслушиваем разные предложения, экспериментируем с красками, до получения оранжевого цвета (смешать красный и желтый цвета); приходим к выводу чтобы крупа не осыпалась, нужно приклеить клеем; чтобы рисунок был размытым краски перетекали, пробуем намочить бумагу.
5 Следующий этап включение нового в систему знаний. Дети выполняют задуманную работу, используя новые самостоятельно добытые знания.
6 Подводим итог нашего занятия.
- Ребята, вам было интересно наше путешествие?
- Что больше всего понравилось?
- Для чего вы смешивали краски?
- Ребята, вам понравилось смешивать краски и получать новый цвет?
- Что нового вы узнали?
- Что вам удалось сделать?
- Что было самым трудным для вас? А что легким? Как вы думаете почему?
- Вы смогли помочь?
- Что вам помогло выполнить эту работу?
- Вам понравилось рисовать новым способом?
Отвечая на эти вопросы, дети систематизируют, осмысливают, то чем занимались, какие возникли трудности, чему новому они научились.
7 Повторение и развивающие задания. Для закрепления нового знания, предлагаю ребятам дома рассказать и научить родителей, поэкспериментировать с другими материалами, цветами, а потом рассказать, что у вас получилось.
6 1 ситуация. Тема занятия: «Воспоминание о море»
Основная задача: Вспомнить и описать море, где ребенок отдыхал. Выслушать основные предложения детей, как и чем можно нарисовать море, волны, берег.
Проблема: Подтолкнуть детей к использованию нетрадиционных техник рисования (так, как у нас нет кисточек для рисования, а есть зубные щетки, ватные палочки и губка).
Вопрос: Каким образом мы можем нарисовать море, используя те предметы, которые лежат у нас на столе?
Решения детей: Использовать зубную щетку для изображения больших волн, ватные палочки для изображения пены на волнах. А для рисования морского дна, песка, берега использовать губку.
7 2 ситуация. Тема занятия: «Эта загадочная Осень»
Основная задача: Определить погоду, состояние погоды, прослушав музыкальное произведение Чайковского из цикла «Времена года» - «Октябрь. Осенняя пора». Закреплять умения детей смешивать краски для получения задуманного цвета характерного для состояния природы, неба, листьев в данный период времени.
Вопрос: Какое время года? Что вам подсказало, что это осень? Какие осенние явления вы услышали или представили, прослушав это произведение?
Проблема: Как же мы можем изобразить эти явления осени в своих рисунках, если таких цветов в наборе нет? Что нам нужно сделать?
Решения детей: Они начали предлагать, а затем пробовать смешивать краски, чтобы получить нужный цвет (серое небо, пожухшая трава, багровые листья, косой дождик и т. д.)
8 подарок для мамы выполнение тычка и отпечаток ладошки.
9 3 ситуация: «Колобок - на новый лад» (лепка).
Основная задача: Придумать окончание сказки Колобок, чтобы наш герой остался жив. Развитие фантазии, творческого воображения детей. Создание, ребенком объемной композиции, используя знакомые приемы и закрепляя навыки лепки.
Проблема: Предложить детям слепить новых героев (зверей, птиц, насекомых, сказочную окружающую природу. Создать гармоничную композицию.
Вопрос: Каких новых героев можно ввести, слепить для изменения содержания сказки? И как это правильно сделать?
Решения детей: Каждый ребенок предложил свой вариант нового героя и его отношения с Колобком, оформления своей работы.