+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Квартет

Автор: Третьякова Наталья Николаевна

 

Ход урока

 

1.Организационный момент

Ребята, сегодня урок литературного чтения необычный. У нас много гостей. Давайте повернемся  к ним и поприветствуем улыбкой.

Я желаю вам удачи.

Дыхательная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

 

Чтобы прочитать девиз урока ,замените фразеологизмы сказанные мной синонимами..

Мобилизующий этап.

·        Не лови ворон (не отвлекайся);

·        Не витай в облаках (не мечтай);

·        Не клюй носом (не дремай);

·        Навостри ушки (внимательно слушай);

·        Шевели мозгами (думай);

·        Заруби на носу (запоминай).

(На доску учитель вывешивает слова девиза)

Не  отвлекайся на уроке.

Не мечтай и  не дремай ,

А внимательно ,слушай, думай и запоминай.

·        Прочитайте про себя

·        Прочитайте, выделяя голосом глаголы

( чтение-2 раза)

2.Литературный блиц.

·        Какой литературный жанр начинается или  заканчивается моралью?

·        Что такое басня?

·        Что значит иносказательный

·        Как называют человека , который пишет басни?

·        Назовите имя первого в истории баснописца.

·        А как звали баснописца, который родился в  1769 году?

·        У меня есть иллюстрации. Я буду вам их демонстрировать, а вы должны определить название басни и вспомнить мораль.

·        А что такое мораль?

·        Сыр.(Ворона и лисица).

·        Как вы понимаете эту мораль?

·        Рак.(Лебедь ,Рак и Щука)

·        Слон (слон и Моська).

·        Как вы понимаете мораль этой басни?

·        Муравей (Стрекоза и муравей)

·        Объясните мораль этой басни.

3.Работа над новым материалом.

-Ребята, а вы знаете ,что такое квартет?

Слайд. Чтение четверостишия .Послушайте отрывочек знаменитого квартета «Хорошее настроение»

Вы наверное поняли сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова «Квартет».

Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна (важная  и в данный момент)  и по сей день.

Прослушивание басни.

-А сейчас я предлагаю прослушать аудиозапись басни в исполнении народного артиста В. Гафта. И подумайте ,почему же она злободневна и по сей день?

4.Восприятие.

·        И так ,как вы думаете почему басня злободневна и сейчас?

·        Что вас заинтересовало?

                5.Лекическая работа.

Откройте учебник на странице 63,64,прочитайте басню, карандашом отметьте непонятные вам слова.

            -Какие слова вы отметили?

·        Квартет

·        Ноты

·        Баса

·        Альт

·        Прима

·        Втора

·        Пленять

·        Поладим

·        Чинно

·        Лад

-Ребята подумайте, на сколько частей можно разделить басню?(2)

-Просмотрите глазками текст и определите  границы частей басни.

- Где заканчивается 1 часть? Это у нас- (это основное повествование)

2 часть ,это?- (мораль)

-А сейчас мы с вами попробуем разобраться в басне.

Работа в паре.

-Какие животные участвуют в квартете?

На столах у вас есть таблица ,возьмите ее.

Дайте характеристику этим животным .Соедините стрелками название героя басни с его характеристикой ( с его особенностями)

Проказница -Мартышка

Упрямый, туповатый

Козел

Неуклюжий увалень .

Осел

Существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое.

Косолапый Мишка

Лишенный всяких музыкальных способностей

 

Проверка

·        Проказница- Мартышка-существо несерьезное , вертлявое, неусидчивое.

·        Козел- лишенный всяких музыкальных способностей(вспоминаем : «бекает , как козел».

·        Осел- упрямый, туповатый.

·        Косолапый Мишка- неуклюжий увалень

Ребята, а речь каких животных звучит в басне?(Соловей, Мартышка осел)

Почему именно к соловью обратились герои басни? (соловей очень красиво поет, соловья называют маэстро музыкального мира птиц).

Физминутка

Давайте послушаем, как поет соловей. Расслабтесь, сядьте поудобнее ,закройте глаза. Представьте, что вы в лесу на прекрасной поляне. Вокруг деревья, прекрасные цветы.

 (трель соловья)

-Как вы думаете имеет ли право этот герой поучать всех остальных? ( Конечно ведь он , считается музыкантом нашей природы)

 

А в чем пытался убедить Соловей героев басни? Прочитайте.

Выразительное чтение басни детьми.

Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали  героям  героям , поможет нам при чтении.

1 ряд –найдет и подготовит чтение слов Мартышки: читать слова надо быстро, интонация поучительная ,хвастливая.

2 ряд- читает слова Осла- читать громко, но медленно в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

3 ряд – готовит чтение слов Соловья- читать спокойно, в тоне- поучение, осуждение , насмешка.

Слова автора готовит Ярославцев Дмитрий,Сентищева Ириа,Юркевич Анна.

(читают по одному человеку с ряда)

В чьи уста Крылов вложил слова морали? Перечитайте мораль басни. Подумайте ,в чем ее основная мысль?

Чтение морали вслух

О чем предупреждает И.А.Крылов своих  читателей?

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Надо учиться тому, что ты хочешь делать .И уши ваши понежней». Что значит «уши ваши понежней ?»

(Должен быть музыкальный слух, а его к сожалению не все имеют. Про таких людей говорят «Медведь на ухо наступил»- нет музыкального слуха.

Какие пороки людей  высмеивает автор в этой басне? (невежество, самоуверенность, хвастовство, горделивость, глупость, неспособность принять свои собственные недостатки

-А.С. Пушкин писал «Сказка-ложь ,да в ней намек –добрым молодцам урок».

Какой жизненный урок вы извлекли из этой басни?

(Любому делу надо учиться, а для  этого нужно трудиться, иметь терпение, усердие, уметь договариваться).

- Ребята, мы уже познакомились  с несколькими баснями  Ивана Андреевича и каждая нас чему то научила. У меня есть вот такой замечательный  чемодан .Давайте  заполним его теми качествами ,которыми должен обладать каждый человек, а те ,которые  И. А. Крылов высмеивает в своих баснях спрячем далеко-далеко и постараемся никогда в своей жизни их не «доставать» .

 

 

Подведение  итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: выучить басню.

 

МКОУ «КСОШ №1, им В.Крохина»

 

Урок литературного чтения

в 3 «В» классе.

Тема: И. А. Крылов «Квартет»

(работа над басней)

 

Учитель нач. классов: Третьякова Н.Н.