Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность
Автор: Осипова Нина Николаевна
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Осипова Н.Н.,
учитель начальных классов МОУ Новочеремшанской СШ
Аннотация. В статье рассматривается система работы учителя начальных классов Осиповой Нины Николаевны по формированию патриотического воспитания младших школьников. Система работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Вопросы патриотического характера затрагиваются на различных уроках. В статье освещается участие в школьных, районных, областных мероприятиях, где выступления учащихся пронизаны духом патриотизма. Указывается, как используется патриотический материал в современном обучении в рамках ФГОС по проектной деятельности. Это и сбор материала, и сооружение макетов, и совместная деятельность родителей, учащихся и педагога. Отмечается немаловажная роль в патриотическом воспитании экскурсий в музеи, библиотеки, парки. В статье указывается на большую роль проведений уроков духовности с приглашением представителей духовенства.
Красной нитью через всю статью идет идея воспитания любви от малой родины к Отчизне.
Ключевые слова: приоритетное направление современного образования, образовательный стандарт, портрет выпускника начальной школы, основные компоненты системы работы по патриотическому воспитанию, формы работы по формированию патриотического воспитания
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач современной школы. Гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления современного образования.
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании ФГОС начального общего образования. В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:
• любовь к своему народу, краю и Родине;
• уважение и принятие ценности семьи и общества;
• любознательность, активность, заинтересованность в познании мира и т. д.
Что же такое патриотизм? Давайте же посмотрим на слайде на каждую букв у этого слова.
• П – права и обязанности граждан;
• А – активный образ жизни
• Т – толерантность
• Р – радость открытий и познаний
• И – изучение истории своего народа
• О – ответственность
• Т – трудолюбие
• И – искренность
• З – здоровый образ жизни
• М – мужество, милосердие
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:
· Патриотическое воспитание в системе уроков. (Урочная деятельность).
· Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
· Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
· Участие в мероприятиях различного уровня.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны.
Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в 1 классе, в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы знакомим первоклассников с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Учащиеся узнают о государственных символах, что они означают, откуда появились.
Или возьмём учебник по окружающему миру автора Плешакова А. А.
Изучая тему «Полезные ископаемые», объясняем детям, что наша страна, наш родной край богаты полезными ископаемыми. А эти богатства играют большую роль в экономике России, а значит в её развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам нашей необъятной Родины, можно приобщиться не только к прекрасному, но и многое узнать об историческом прошлом своего государства. Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём теперь учебник по литературному чтению, авторов Климановой, Горецкого. В нём много произведений известных русских писателей и поэтов о нашей стране, о красоте родной природы, о доброте, о хороших людях. А это добротная почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек.
Взять, к примеру, рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово. Из этого произведения дети узнают, как важно уметь держать обещанное слово. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал. Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.
Для работы с детьми в школе использую различные формы работы:
· классные часы;
· деловые игры;
· встречи с ветеранами войны и труда;
· беседы, викторины;
· конкурсы, выставки;
· соревнования;
· экскурсии, походы;
· сочинения;
· уроки мужества, гражданственности;
· уроки духовности.
Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, к любви к своему дому.
Правильному выстраиванию таких отношений, формированию нравственного поведения способствует система воспитательных мероприятий, ставших в нашей школе традиционными: классные часы «Уважай пожилых людей», «О доброте и отзывчивости», «Папа, мама и я – дружная семья», поздравления ветеранов и вдов ВО войны, школы и концерты ко Дню пожилого человека, Дню Матери и Международному женскому дню, выставка декоративно-прикладного искусства « Для тебя, моя родная», «Любимой мамочки портрет» и другие. В процессе урочной и внеурочной деятельности учащиеся представляют проекты «Моя семья», «О чем могут рассказать улицы моего села», «Моя малая родина», «Семейные традиции», «О чем расскажет старая семейная фотография» и другие. С проектом «О чем могут рассказать улицы моего села» ученица 2 А класса Сагитова Карина в прошлом учебном году выходила на межмуниципальный этап регионального конкурса «Малая академия. Новый формат» и заняла 3 место.
Знакомиться с историческим прошлым родного села и края, традициями, обычаями и фольклором народов Ульяновской области нашим учащимся помогают посещения библиотек, экскурсии в музеи школы и села, в воскресную школу при храме Серафима Саровского, классные часы о традициях народных праздников.
Возможность выразить уважение и любовь к своей Родине младшие школьники получают, активно участвуя в выставках и конкурсах «Мой любимый родной край», «Я люблю свою малую родину».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Данные задачи решаются через систему классных часов о культуре поведения, о толерантности, о дружбе, КТД.
В данном направлении значима работа не только педагога и школы, но, в большей степени, семьи. Считаю очень важным построение взаимодействия «семья – педагог – школа». На протяжении всех лет работы стараюсь сплотить не только ученический, но и родительский коллектив. Вместе организуем мероприятия, готовим творческие номера к концертам, изготавливаем поделки и украшаем класс, участвуем в походах, выполняем различные проекты. Совместная деятельность развивает активность и творчество, повышает авторитет родителей, способствует развитию сотрудничества семьи и школы.
Заинтересованность и педагога, и родителей в различных сторонах жизни детей позволяет ребенку чувствовать поддержку, верить в свою успешность, радоваться маленьким победам и стремиться к высоким достижениям.
Пропагандируя семейные традиции, создавая свои, уважая традиции страны, мы – педагоги Новочеремшанской СШ, формируем активную жизненную позицию, воспитываем уважение к духовным ценностям общества.
Духовно-нравственное образование в современной школе является той актуальной необходимостью, которая продиктована самой жизнью. Дети нуждаются в руководстве взрослых, которые подскажут, что такое добро и зло, долг и совесть, честь, как относиться к самим себе и к окружающему миру, к людям, Родине. Именно на это направлены уроки духовности и нравственности, которые ежегодно проводятся в нашей школе.
В октябре прошлого учебного года, в рамках классного часа, состоялась встреча учащихся 2-х классов с протоиереем Новочеремшанского храма Серафима Саровского отцом Вячеславом. На простых и ярких примерах отец Вячеслав объяснил детям православное понимание извечных вопросов человеческого бытия: что есть добро и зло, что такое совесть, какую роль она играет в жизни каждого человека. Он рассказал учащимся, как важно с детства воспитывать в себе такие жизненно важные и необходимые качества, как уважение друг к другу, терпение, любовь к ближнему и своей Родине. На этой встрече учащиеся 2-А класса рассказывали православные стихи и пели песни, поздравили отца Вячеслава с наступающим днем ангела и подарили поделку, выполненную своими руками и букет цветов. Хочется надеяться, что такие уроки принесут свои добрые плоды в жизни ребят.
Очень важная роль в патриотическом воспитании младших школьников отводится Великой Отечественной войне. Изучению ее истории посвящены классные часы «Блокада Ленинграда», «Битва под Москвой», « Пионеры – герои», «Никто не забыт, ничто не забыто», проекты «Сталинградская битва», «Что я знаю о войне?». С проектом «Сталинградская битва» учащийся 2 А класса Кузьмин Данила в прошлом учебном году выходил на муниципальный и региональный конкурсы «Новое поколение», где занял 1 место в муниципальном этапе, 3 место - в региональном. В этом учебном году готовим с учащимся 3 А класса Хусиновым Марселем проект «В память о солдате».
Готовясь к проведению военно-патриотического месячника в 2019-2020 учебном году, я провела среди учащихся 3А класса мини-опрос из трех вопросов:
Что такое патриотизм?
Кто такой патриот?
Считаешь ли ты себя патриотом?
Большинство учащихся 3-го А класса, ответили, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Патриот - это человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать, отдать за нее жизнь.
И многие назвали себя патриотами, потому что они любят свою Родину, свое село и семью.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве.
Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
Список литературы
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
3. Я - гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)