+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Организация мониторинга по освоению программы "Социокультурные истоки в ДОУ

Автор: Бунина Людмила Викторовна

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.  Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

 

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

 

2) оптимизации работы с группой детей.

 

Мониторинг социокультурного развития и социализации детей описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников. В мониторинге социокультурного развития детей с позиций социализации отслеживаются результаты усвоения ребёнком определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие нашей российской культуры.

 

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

 

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения.

 

Активные формы развития и воспитания:

 

- Ресурсный круг;

 

- Работа в паре;

 

- Ресурсный круг с делегированием;

 

-Работа в микрогруппе с участием родителей.

 

Отечественными учёными для Стандарта дошкольного образования были разработаны целевые ориентиры, которые стали критериями оценки качества дошкольного образования.

 

В целевых ориентирах появились такие качества как положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

При проведении мониторинга мы основываемся на следующих принципах его организации:

 

  • сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе;

  • от зоны актуального развития - до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребёнок сегодня ребёнок способен делать самостоятельно, а что – при некоторой поддержке взрослого);

  • открытость, прозрачность процедуры оценки социокультурного развития личности ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса);

  • сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребёнка по «Истокам», но и с его собственными достижениями, полученными ранее;

  • прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей).

    Мониторинг социализации и социокультурного развития дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:

 

  • беседа с ребёнком по теме итоговых занятий и книгам для развития детей 3-7 лет;

  • живое наблюдение за ребёнком в различных видах детской деятельности;

  • его активностью в ходе проведения итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»;

  • анализ продуктов детской деятельности (работа детей в книгах для развития и альбомах для рисования).

    Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-8 лет, выполненный по пяти аспектам качества образования, позволяет максимально полно представить и более точно определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом и проследить их динамику.

 

Система проведения активных форм образовательной деятельности дошкольников последовательно развивает пять аспектов качества образования:

 

- Содержательный;

 

- Коммуникативный;

 

- Управленческий;

 

- Психологический;

 

- Социокультурный.

 

Содержание «Истоков» направлено на познавательный компо­нент социализации ребенка-дошкольника, который предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действи­тельности, формирование системы социальных представлений, обобщенных образов. В возрасте 3-8 лет у детей формируются нравственно-эти­ческие эталоны-образцы, которые содержат обобщенное представ­ление о положительном или отрицательном поведении в жизнен­ных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с поведением взрослого, но и с этим обобщенным представлением.

 

Управленческий аспект качества образования обеспечивает развитие у детей управленческих способностей. Способность ребенка управлять собой, знаниями о нравствен­ности выступает важной составляющей в развитии взаимоотно­шений в процессе социализации в обществе со сверстниками и взрослыми.

 

Психологический аспект качества образования обеспечивает развитие основных психических функций ребенка-дошкольника: восприятия, мышления, чувствования, эмоций, желания развивать­ся и совершенствоваться (я хочу это познавать, так делать), моти­вации на развитие и самосовершенствование (готовность делать).

 

Социокультурный аспект качества образования способствует социокультурному развитию личности. Данный аспект качества образования способствует успешной социализации ребенка в мире.

 

Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ре­бенком готовых форм и способов социальной жизни, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социокультурного опыта, ценностных ориен­таций, своего стиля жизни и поведения.

 

Таким образом, программа «Социокультурные истоки» посте­пенно развивает в детях:

 

эмоционально-чувственную сферу, образ­ное мышление;

 

навыки эффективного общения;

 

основные психи­ческие функции;

 

управлен­ческие способности;

 

качества, необходимые ребенку для успеш­ного обучения в школе, - инициативность, самостоятельность, любознательность, умение слышать педагога и действовать по инструкции, делать правильный выбор и в практической жизни применять социокультурный опыт.

 

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития, с целью определения степени освоения ребенком образовательной программы и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

 

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

 

 

 

Задачи для детей 3-4 лет

Достижения

Развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово,

чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе

отношение

 

Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения

собственной значимости

 

Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга,

проявлять свое отношение к услышанному)

 

Задачи для детей 4-5 лет

Достижения

Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека

 

Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном

соответствии

 

Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям

 

Развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми

 

Задачи для детей 5-6 лет

Достижения

Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость)

 

Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

 

Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей

 

Создание условий для формирования правильной самооценки

 

Задачи для детей 6-7 лет

Достижения

Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова,

Образа, Дела, Праздника

 

Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе

активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку

зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле)

 

Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе

 

 

 

 

Мониторинг образовательного процесса основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

 

 

 

Карта развития ребенка

 

Фамилия, имя, дата рождения________________________________________

 

Дошкольное учреждение, дата заполнения_____________________________

 

 

 

Показатели развития

-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Любознательный, активный - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

Эмоционально отзывчивый - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;  

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности