Организация мониторинга по освоению программы "Социокультурные истоки в ДОУ
Автор: Бунина Людмила Викторовна
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг социокультурного развития и социализации детей описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников. В мониторинге социокультурного развития детей с позиций социализации отслеживаются результаты усвоения ребёнком определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие нашей российской культуры.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения.
Активные формы развития и воспитания:
- Ресурсный круг;
- Работа в паре;
- Ресурсный круг с делегированием;
-Работа в микрогруппе с участием родителей.
Отечественными учёными для Стандарта дошкольного образования были разработаны целевые ориентиры, которые стали критериями оценки качества дошкольного образования.
В целевых ориентирах появились такие качества как положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
При проведении мониторинга мы основываемся на следующих принципах его организации:
-
сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе;
-
от зоны актуального развития - до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребёнок сегодня ребёнок способен делать самостоятельно, а что – при некоторой поддержке взрослого);
-
открытость, прозрачность процедуры оценки социокультурного развития личности ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса);
-
сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребёнка по «Истокам», но и с его собственными достижениями, полученными ранее;
-
прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей).
Мониторинг социализации и социокультурного развития дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:
-
беседа с ребёнком по теме итоговых занятий и книгам для развития детей 3-7 лет;
-
живое наблюдение за ребёнком в различных видах детской деятельности;
-
его активностью в ходе проведения итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»;
-
анализ продуктов детской деятельности (работа детей в книгах для развития и альбомах для рисования).
Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-8 лет, выполненный по пяти аспектам качества образования, позволяет максимально полно представить и более точно определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом и проследить их динамику.
Система проведения активных форм образовательной деятельности дошкольников последовательно развивает пять аспектов качества образования:
- Содержательный;
- Коммуникативный;
- Управленческий;
- Психологический;
- Социокультурный.
Содержание «Истоков» направлено на познавательный компонент социализации ребенка-дошкольника, который предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, формирование системы социальных представлений, обобщенных образов. В возрасте 3-8 лет у детей формируются нравственно-этические эталоны-образцы, которые содержат обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с поведением взрослого, но и с этим обобщенным представлением.
Управленческий аспект качества образования обеспечивает развитие у детей управленческих способностей. Способность ребенка управлять собой, знаниями о нравственности выступает важной составляющей в развитии взаимоотношений в процессе социализации в обществе со сверстниками и взрослыми.
Психологический аспект качества образования обеспечивает развитие основных психических функций ребенка-дошкольника: восприятия, мышления, чувствования, эмоций, желания развиваться и совершенствоваться (я хочу это познавать, так делать), мотивации на развитие и самосовершенствование (готовность делать).
Социокультурный аспект качества образования способствует социокультурному развитию личности. Данный аспект качества образования способствует успешной социализации ребенка в мире.
Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социокультурного опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни и поведения.
Таким образом, программа «Социокультурные истоки» постепенно развивает в детях:
эмоционально-чувственную сферу, образное мышление;
навыки эффективного общения;
основные психические функции;
управленческие способности;
качества, необходимые ребенку для успешного обучения в школе, - инициативность, самостоятельность, любознательность, умение слышать педагога и действовать по инструкции, делать правильный выбор и в практической жизни применять социокультурный опыт.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития, с целью определения степени освоения ребенком образовательной программы и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Задачи для детей 3-4 лет |
Достижения |
Развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение |
|
Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости |
|
Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному) |
|
Задачи для детей 4-5 лет |
Достижения |
Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека |
|
Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии |
|
Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям |
|
Развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми |
|
Задачи для детей 5-6 лет |
Достижения |
Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость) |
|
Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
|
Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей |
|
Создание условий для формирования правильной самооценки |
|
Задачи для детей 6-7 лет |
Достижения |
Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова, Образа, Дела, Праздника |
|
Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле) |
|
Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе |
|
Мониторинг образовательного процесса основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
Карта развития ребенка
Фамилия, имя, дата рождения________________________________________
Дошкольное учреждение, дата заполнения_____________________________
Показатели развития |
-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; |
Любознательный, активный - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; |
Эмоционально отзывчивый - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; |
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; |
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; |
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |