Домашняя ферма "Бабочкарий
Автор: Черных Зоя Аркадьевна
Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему «Бабочки»
Подготовила: воспитатель Черных Зоя Аркадьевна 1квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад №214».
Тема: «Эти удивительные бабочки».
Ведущая образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к знаниям об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.
Расширить представления детей о бабочках и их характерных особенностях. Вызвать у детей интерес к окружающему миру.
Развивающие:
Формировать действия, направленные на познание окружающего мира, на развитие сознательной деятельности.
Развивать творческие задатки, воображение, внимание, мышление, любознательность, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, к миру насекомых.
Речевые: Обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представления об окружающем мире.
Развивать у детей разговорную речь, грамматически правильно строить предложения при ответе на вопрос.
Предварительная работа: Чтение литературы, экскурсия на выставку «Мир бабочек», просмотр познавательного фильма «Как появляется бабочка».
Оборудование: иллюстрации бабочек, раскраски, фломастеры, цветные карандаши, карта мира или глобус, аудиозапись сказки, схема размножения бабочки, запрещающие знаки.
Ход НОД:
Создание проблемной ситуации:
В.: Ребята, сегодня утром я увидела в нашей группе красивую бабочку. Как вы думаете, как она здесь оказалась? (Предположения детей – стало холодно и она прилетела из леса или из другой страны и т.д.).
В.: Ребята, а давайте закроем глаза и переместимся на остров Тайланд. (показ по карте или глобусу) и представим, что происходит на острове - как живут бабочки, как они размножаются, чем питаются.
Ответы детей по представлениям.
В.: Дети, посмотрите, какая у меня бабочка. (Показ иллюстрации бабочки махаон).
Д,: Яркая, разноцветная, пёстрая, большая.
В.: Называется эта бабочка – махаон. Как выглядит бабочка, назовите части ее туловища. (Ответы детей)В.: У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими цветными чешуйками и удлиненное тело, тоже покрытое чешуйками и волосиками. Как у всех насекомых у бабочки – 6 ног. У нее короткие усики и большие глаза. В.: Зачем бабочке усики? (Усиками насекомое принюхиваются и чувствуют запахи издалека).В.: А чем питаются бабочки? (Нектаром) В.: Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок.
Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка.В.: Как размножаются бабочки?
Чтобы вспомнить послушайте сказку. Аудиозапись сказки «Превращение гусенички» Был теплый майский день. Ярко светило тёплое солнышко. Весело щебетали птицы. На траве под кустом из крохотного яйца вылупилась маленькая личинка. Поедая сочную зелень, она быстро выросла и превратилась в толстенькую гусеницу. Каждый день, наблюдала она за жизнью своих лесных соседей: тружениц-пчел, ярко-красных божьих коровок, быстрокрылых стрекоз. Но особенно удивляли и восхищали её необычные крылатые насекомые, похожие на пестрые цветы. - Ах, как бы я хотела быть похожей на них, - грустно размышляла гусеница. И вот однажды, она решила обратиться к солнцу.- Кто эти яркие создания?- спросила гусеница. Почему я не умею летать? Помоги найти мне крылья, пожалуйста! Солнышко ответило: «Это бабочки порхают с цветка на цветок. Не грусти, гусеничка, когда-нибудь и ты станешь такой же красавицей». Наступила осень. Наша гусеница спряталась под кору дерева, чтобы её никто не потревожил. Там она стала куколкой. Прошла холодная зима. И вот весенним солнечным утром из куколки появилась бабочка. Высушив свои разноцветные крылья, она полетела. Смотря ей вслед, солнышко улыбалось, вспоминая маленькую неуклюжую гусеницу.
В.: Дети, а теперь давайте рассмотрим, как же бабочки у нас размножаются. (показ схемы размножения бабочки). В.: Сначала бабочка откладывает яички. Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях. Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.- Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое. Наконец, из куколки вылупляется бабочка.
Дети, а кто знает, как называется маленькая бабочка? (Маленькая бабочка называется мотылек.)
В.: - А теперь превратимся в бабочек и поиграем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Утром бабочка проснулась.(Плавные взмахи руками)Потянулась, улыбнулась.(Выполнять движения в соответствии с текстом)Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела.
В.:А зачем бабочке нужна такая яркая окраска? (Ответы детей)В.: Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Потому у них и окраска яркая, чтобы не заметили враги на цветке.
А каких врагов бабочек вы знаете? (птицы, звери, крупные насекомые).В.: Как вы думаете, можно ловить бабочек? Почему? (Ответы детей)
В.: Если взять бабочку в руки, можно повредить хрупкие крылышки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.
Показ запрещающих знаков ( не трогать руками, не ловить сачком, не топтать ногами и т.д.).
В.:А какую пользу приносит бабочка? (Опыляют растения).В.: Какие бабочки живут у нас, в Вологодской области? (Капустница, лимонница, махаон). Показ картинок
Самостоятельная деятельность детей
Педагог предлагает детям придумать и нарисовать свою бабочку-красавицу. Показывает алгоритм рисования бабочки.
Рефлексия. В.: О каком насекомом мы сегодня говорили?
Какую пользу приносят бабочки?
Зачем им нужна яркая окраска?
- Расскажите, какие бабочки у вас получились? Были ли у вас какие- то трудности? (Ответы детей)
Я предлагаю взять ваши бабочки и украсить ими нашу группу.
Спасибо!