Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "В гости на остров Головоломандия
Автор: Жукова Татьяна Николаевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
«В гости на остров Головоломандия».
Цель. Создать условия для формирования представлений о головоломках.
Задачи.
Обучающие. Закреплять знания об истории Танграма. Учить сравнивать фигуры по форме и размеру, составлять из элементов заданную модель. Учить пользоваться квадратом Воскобовича.
Развивающие. Развивать наглядное воображение, логическое мышление и внимательность. Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитывающие. Воспитывать инициативу, уважение друг к другу, желание помогать товарищам.
Активизация словаря. Квадрат Воскобовича, Танграмм, Колумбово яйцо, головоломка, 7 танов – 7хитроумных фигур, китайский император, дерево успеха.
Материалы. Квадраты Воскобовича на каждого ребенка, конверты с головоломкой Танграм, карточки со схемами; карточки с цифрами, кодовый замок , конверты с заданиями.
Карта острова, бутылка с посланием, сундук с головоломками; планшеты в клетку и маркеры для графического диктанта на каждого ребенка.
Дерево успеха на мольберте, листья красные, желтые, зеленые. Магнитофон с записью китайской мелодии.
Ход.
Воспитатель.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться !
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро приветливым лицам!
Воспитатель( В). Дети ,вы любите путешествовать?
Дети.(Д). Да!
В. А где мы с вами уже были? (Дети называют).
В. А хотите еще куда-нибудь с вами отправимся? Давайте поиграем в игру «Изобрази любой транспорт» , на котором можно путешествовать.
Дети изображают вид транспорта.
В. Молодцы! У меня есть для вас сюрприз. (Предлагаю детям заглянуть в черный ящик, в котором лежит бутылка с картой и посланием, конверты с заданиями, квадраты Воскобовича).
В. Смотрите, ребята, в бутылке что-то лежит!
Дорогие ребята! Пройдя все три части острова - Числоград, Фигурляндия, Узнавандия, и выполнив все задания, вы найдете клад! Желаю усехов. Подпись -Королева Математики.
В. Чтобы нам было удобнее все рассмотреть, превращаем маленькую карту в большую. (Складываем маленький квадрат и раскладываем большой). Расположить на мольберте. Раздать всем квадраты Воскобовича.
В. Ребята, предлагаю с помощью волшебного квадрата отправиться в путешествие на остров Головоломандия.
Дети действуют по инструкции воспитателя.
В. 1.Дети, сначала мы полетим на ковре-самолете (держим на ладошке квадрат).
2. Далее на поезде (сложить в прямоугольник).
3. В поезде можно подкрепиться (складываем конфету, печенье квадратное, треугольное большое и маленькое).
4. Стало очень жарко в пути, попьем воды из стаканчика (складываем стаканчик).
5. Далее поплывем на лодочке (складываем лодочку), но до острова далеко на лодочке не доплыть.
6. Предлагаю полететь на самолете (складываем самолетик).
В. И вот мы с вами уже на острове. Первая часть острова – «Числоград».
Дети, как вы думаете, почему остров называется Головоломандия? (Предположения детей).
Читаем задание в конверте.
Дорогие ребята, вам необходимо решить задачи и составить пароль для того , чтобы открыть кодовый замок и попасть на вторую часть острова
Вопросы.
1. Сколько ушей у двух кошек (4).
2. Сколько лап у двух собак (8).
3. Сколько в неделе выходных дней(2).
4. Сколько солнышек на небе ночью (0).
5. Какое число больше 8, но меньше 10 (9).
6. Бабушка связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?(6).
В. Молодцы дети! Отправляемся на вторую часть острова
2 часть – «Фигурляндия». Включить фон - китайская музыка.
В. Дети, что вы видите? (На мольберте изображение Танграма и карточки с силуэтами).
Дети. Танграм.
В. Верно. Это древняя китайская головоломка –Чи Чао-Ту-7 хитроумных фигур.
А кто знает историю? Как она возникла?
Д. У немолодого императора Китая родился сын и наследник. Шли годы. Одно беспокоило старого императора. Его сын, будущий властелин, не хотел учиться. Тогда император призвал к себе трех мудрецов и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики. И три мудреца придумали эту игру.
В. Расскажите, пожалуйста, правила игры.
Д. Игра состоит из 7 танов, т.е. плоских фигур. Два больших, два маленьких и один средний треугольник, один квадрат, один параллелограмм. Фигуры не должны накладываться друг на друга, обязательное условие - использовать все 7 частей Танграма. Можно выложить изображение по шаблонам, а можно придумать фигурки самому.
В. Ребята, давайте прочитаем задание из конверта.
Дорогие ребята, вот вы уже на самой интересной части острова, предлагаю вам конверты с Танграмом. Выберите силуэты и попробуйте выложить изображение. Когда вы соберете фигуру, мы узнаем, какие птицы и животные живут на нашем острове.
В. Рассмотрите внимательно силуэт и приступайте (дети работают за столами).
В. Тимур, расскажи, что у тебя получилось? Лера, расскажи о своем животном и т.д.
Молодцы, дети! Отправляемся дальше.
3 часть острова – «Узнавандия».
В. Кажется, что мы найдем здесь что-то новое.
Находим с детьми планшеты в клетку с заданием .
Читаем задание.
Дорогие ребята, вы уже оказались на последней части острова, перед вами сундук. Вам необходимо нарисовать то, что поможет вам открыть этот сундук.
В. Дети, предлагаю вам выполнить графический диктант .
Дети по диктовку выполняют графический диктант . Получается изображение ключа. Ключом открываем сундук, там лежат новые головоломки.
Рефлексия.
В. Дети, сегодня мы с вами путешествовали по замечательному острову. Вам понравилось ? (Ответы детей).
Сейчас я предлагаю изобразить дерево успеха. Перед вами листочки:
Зеленый - все сделал правильно, все понравилось.
Желтый - встретились трудности.
Красный – было очень трудно, не хотелось играть .
В. Молодцы! Пусть наше дерево украшает остров. А нам пора возвращаться . Летим обратно на самолете .Желаю успеха большого во всем и везде.
Жукова Татьяна Николаевна , воспитатель, МБДОУ детский сад №49 «Лесная сказка» г.Йошкар-Ола Республика Марий Эл
Список используемой литературы.
1. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций. Под ред. Будько Т.С.; Брест: Издательство БрГУ, 2006г.
2. «Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра», Издательство :Попури, 2009г.
3.Википедия. Танграм. Волшебный квадрат Воскобовича.