Детское экспериментирование в познании окружающего мира
Автор: Шаромова Любовь Геннадьевна
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
(из опыта работы).
1. Для развития познавательных способностей детей необходимы экспериментальные действия. Только через овладение способами практического взаимодействия со всем, что окружает ребенка, тот станет нестоящей личностью.
Ребенок с помощью экспериментов устанавливает взаимосвязи и взаимозависимости во всем живом и неживом. Опыт познания самого ребенка растет, а помогают в этом условные заместители и модели. Дошкольник развивает умение маслить, догадываться, сам моделирует и изменяет нужную модель, тем самым развивает свои познавательные способности, самостоятельность и творческие способности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку и даже сон. Это исследовательское обучение.
2. Существует 3 уровня исследовательского обучения:
1 уровень: педагог ставит проблему и намечает метод ее решает. А само решение, его поиск предстоит самим детям.
2 уровень: педагог ставит перед детьми проблему, но как ее решить, ребенок думает сам (здесь возможен групповой, коллективный поиск).
3 уровень: ребенок сам ставит проблему эксперимента, отыскивает метод его постановки, сам проводит эксперимент. Из чего вытекает структура детского экспериментирования:
1. Проблемная ситуация: ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить.
2. Целеполагаение – это нужно сделать? – ребенок предполагает возможные решения.
3. Выдвижение гипотез – как? С помощью чего? Что получается?
4. Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация в действии).
- Если подтвердилось? Как получилось? – формирование выводов в соответствии с результатом проверки.
- Не подтвердилось? – предположения, возникновение новых гипотез.
3. Работа по детскому экспериментированию началась еще с младшей группы. Малышам очень интересно было узнать, какая вода, выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес. С удовольствием они изготавливали цветные льдинки, одновременно узнавая, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. Все дети любят надувать мыльные пузыри, а мы их знакомим с тем, что пузырь образуется только тогда, когда в каплю мыльной воды попадает воздух.
На занятиях музыки детина учились определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. А проводя эксперименты «Музыка или шум?», «Что звучит?», научились определять по издаваемому звуку предмет. На занятиях по изобразительной деятельности, труду дети экспериментировали с получением промежуточных цветов путем смешения двух, научились узнавать вещи из разных материалов, проводя опыты с бумагой, древесиной, тканью – узнали свойства и качества (толщина, структура поверхности, мягкость, степень прочности: мнется, режется, рвется, намокает, горит).
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром проводились эксперименты. «Что в пакете?» (с целью обнаружения воздуха вокруг нас). «Игры с соломинкой» - обнаружили, что воздух есть внутри человека. «Ветер по морю гуляет» – узнали, что воздух имеет силу.
Дети познакомились со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа), узнали, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Проводя опыт «Горячо - холодно», научились определять температурные качества веществ и предметов. «Наши помощники» – познакомились со строением тела человека, с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.
В средней группе работа продолжилась, как в тесной связи с занятиями, так и в свободное время, и на прогулке. Дети познакомились с цветами радуги, проводя игру «Раскрасим радугу». На занятиях по ознакомлению с организмом человека дети познакомились и поупражнялись в определении вкусовых ощущений, определению по запаху предметов, познакомились с особенностями работы носа через эксперименты «Язычок – помощник», «Умный нос».
А после проведения опыта «Как согреть руки» дети сами обозначили условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла).
Продолжалась работа по изучению свойств и качеств материалов: металла, резины, стекла, пластмассы (их плотность, гибкость, хрупкость, плавление, теплопроводность). Дети научились легко узнавать вещи из этих материалов.
Очень понравились детям опыты с магнитом: «Волшебная рукавичка», «Мы – фокусники», которые помогли детям выяснить способность магнита притягивать предметы из металла.
Продолжая опыты со светом, дети поняли, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
На прогулке очень удобно проводить эксперименты с песком и глиной. Определить где песок, где глина? Что они по-разному впитывают воду.
Что у них разные свойства (сыпучесть и рыхлость).
А зимой проводить опыты «Почему тает снег», «Где быстрее наступит весна?», «Где снег не тает?», «Где будут первые проталинки?», которые помогают установить зависимость изменений в природе от сезона.
Весной и летом целесообразно провести опыты: «У кого какие детки?», «Где прячутся детки?» «Как развивается растение?» «Что любят растения?» - дети узнают циклы развития растений, выделяют ту часть растения, из которой могут появиться новые растения, устанавливают зависимость роста и состояния растений от ухода за ними, взаимосвязь сезона и развития растений, действие тепла и холода на растение.
В старшей группе дети, экспериментируя с растениями, узнают, могут ли растения дышать и и есть ли у них органы дыхания, есть ли питание в листьях. Как развиваются растения на свету и в темноте, с водой и без воды, в какой почве лучше растет. Определяют, может ли растение само себя кормить. Систематизируют знания о циклах развития всех растений. Проводя опыты и эксперименты, дети могут увидеть движение воды черезкорешки, установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения, доказать, что стебель проводит воду к листьям, а стебли могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.
Продолжаются эксперименты «Что есть в почве», что позволяет сделать вывод «богатство почвы – от гниения растений», «Что у нас под ногами» – позволит детей к пониманию, что почва имеет разный состав.
Очень интересны эксперименты, которые помогают детям узнать о приспособлении организмов к окружающей среде «Почему говорят:
«Как с гуся вода», «У кого какой клюв», «Кто чистит аквариум?».
В разделе «Неживая природа» дети экспериментируют с водой и камнями и узнают, что уровень воды можно повысить, если класть в воду предметы: узнают о процессе испарения воды, зависимости скорости испарения от условий.
Нравятся детям эксперименты с использованием воздушных шаров «Упрямый воздух, они помогают обнаружить, что сжатый воздух обладает силой и может двигать предметы. Интересны эксперименты, которые помогают понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета «Уличные тени», «Теневой театр», а также эксперименты с зеркалами, которые помогают выявить особенности зеркального отражения (обратная ориентация).
Усложняются эксперименты с магнитами «Притягиваются – не притягиваются» – дети находят предметы, взаимодействующие с магнитами, выявляют свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. В эксперименте Необычная скрепка» определяют способность металлических предметов намагничиваться, а также выявляют особенности двух магнитов – притягивание и отталкивание.
Проводятся эксперименты для установления причины возникновения статического электричества («Волшебный шарик», «Чудо-прическа», «Как увидеть и услышать электричество?»). Детям интересно, почему все падает на землю? Потому что Земля обладает силой притяжения. Это можно узнать, только проводя эксперименты. Или подвести к пониманию возникновения эха – только через опыты.
Изучая тему «Я – человек» в старшей группе можно показать, как человек слышит звук, познакомить со строением глаза, посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности, выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами, как можно положительно и отрицательно влиять на глаза.
Знакомим с различными материалам, проводя эксперименты с фарфором, различными видами бумаги, ткани.
4. Опыты и эксперименты сопровождают детей не только в детском саду, но даже дома, на кухне. Интересно сделать самим соленое тесто и узнать, что из него можно вылепить игрушки, бусы; узнать, как можно вырастить на хлебе плесень, отчего увеличиваются горошины в тарелке с водой; как очистить мутную воду; как потушить зажженую свечу. Почему комар пищит, а шмель жужжит. Все эти эксперименты познавательны, интересны и занимательны. Они помогают детям лучше ориентироваться в многообразии окружающего мира, выходить из проблемной ситуации, применять полученные умения и навыки в старшей группе, в школе и в дальнейшей жизни. Неудавшиеся эксперименты помогут избежать ошибок, а удавшиеся – подтолкнут и нацелят на узнавание чего-то нового, необычного, а значит – на новые эксперименты и исследования. 5. Конечно, для успешного проведения эксперименты важно не только желание, идея проведения, но и развивающая среда, оборудование. Экспериментирование может быть и на улице, и в помещении.
Лучше всего, если готова лаборатория, уголок экспериментирования, в котором помимо схем, алгоритмов, картотеки проведения опытов есть необходимые материалы и оборудование:
Для экспериментов с водой:
- одинаковые и разные емкости, формочки
- пластиковые стаканчики, веревочки, краска
- мерные емкости с крышками
- воронка, промокательная бумага, тряпочка
Для экспериментов с воздухом:
- полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики
- трубочки для коктейлей, мыло, проволока
- емкости с водой, напалечники
- кусочки поролона, бруски дерева, комки земли
- султанчики, ленточки, перышки
- свеча, банка, пластмассовая бутылка без дная
Для опытов со светом и цветами
- фонарик, лампа, коробка с крышкой с прорезью
- палитра, кисточка, краски, образцы для закрашивания
- свеча, лазер
- иллюстрации пейзажей в разные части суток с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, костер, светлячок)
- фильмоскоп, лист черной бумаги с отверстием диаметром 3-5 мм, зеркало
Для экспериментов с магнитами:
- магниты, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка внутри с магнитом, иголка
- емкости для воды, кусочек ткани, скрепки
- проволочки, тонкая фанера или картон
Для экспериментов с весом, притяжением, электричеством
- емкости с песком, камешками, листьями
- емкость с водой, «волшебный мешочек»
- большие и маленькие игрушки
- шерстяная ткань, воздушные шары - пушинки, вата, расчески с разными зубьями
- мех
Для экспериментов со звуком:
- музыкальные инструменты, стучалки, шумелки
- дощечка, карандаш, бумага, металл, пластмасса
- стакан, емкость с водой, камешки, рупор
- мяч, ведра пластмассовые и металлические
Для экспериментов с материалами:
- бумага разная (картон, писчая, обои, наждачная)
- емкости с водой, ножницы
- деревянные предметы, образцы тканей, кусочки глины, фаянсовая посуда, проволока разная
Для экспериментов с живой природой:
- почва, овощи, листья, семена, фрукты, веточки
- предметы ухода за растениями, влажная ткань
- емкости, комнатные растения, клубни
- иллюстрации животных и птиц, бабочек, цветов
Для экспериментов с неживой природой:
- формочки, мерные ложки
- емкости с землей, глиной, песком, камешки
- краситель, палочки для размешивания
- кусочки коры деревьев
В работе по организации и проведению детского экспериментирования очень помогает следующая литература:
1. «Неизведанное рядом» – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина
2. «Секреты природы – это так интересно!» Л.В.Ковинько
3. «Что было до…» – игры-путешествия в прошлое предметов. О.В. Дыбина.
4. «Рукотворный мир» О.В.Дыбина
5. «Творим, измеряем, преобразуем» О.В.Дыбина.
6. Энциклопедия.