Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению ОБЖ
Автор: Чефранова Оксана Николаевна
Доклад на тему:
«Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению ОБЖ»
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
В настоящее время во всех странах мира отмечается рост детского травматизма, особенно высок этот показатель в больших городах.
По тяжести и неблагоприятным последствиям на первом месте стоят случаи дорожно-транспортного травматизма и падения детей с высоты, что влечёт за собой черепно-мозговые повреждения и переломы костей опорно-двигательного аппарата.
Согласно закону РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, научить безопасному поведению в социуме, природе, быту. Но зачастую, родители сами нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, т.к. недостаточно компетентны в вопросах безопасности жизнедеятельности и не владеют способами обучения детей правилам безопасного поведения в социуме.
Я как педагог считаю необходимым прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях, создавать условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Дошкольников необходимо научить понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица) безопасны для жизни и здоровья, как разумно и правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, а в экстремальных – принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжёлых последствий.
Но, работая не первый год в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с такой проблемой, как отсутствие интереса детей как к обучению в целом, так и к изучению основ безопасности в частности. У детей полностью отсутствует или быстро угасает познавательная активность в образовательной деятельности. Использование традиционных методов обучения не всегда позволяет добиться решения поставленных задач. В таких ситуациях мне на помощь приходят интерактивные игры.
На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) все более активно внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития. Так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников, она имеет широкие возможности для всестороннего развития детей. Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность – инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов.
В организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности я использую интерактивные и мультимедийные средства при моделировании различных ситуаций из окружающей среды, знакомства с правилами безопасного поведения дома и на улице, создания развивающих игр и составления наглядных загадок для актуализации и совершенствования полученных знаний.
Целесообразность использования информационных игровых технологий в развитии познавательного интереса дошкольников подтверждают научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов. Данные исследования показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины.
2. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
3. Тренируется эффективность, внимания и память.
4. Раньше овладевают чтением и письмом.
5. Активно пополняется словарный запас.
6. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
7. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность.
8. Развивается воображение и творческие способности.
9. Развиваются элементы наглядно-образного мышления.
Опираясь на научно - исследовательские факты можно сделать вывод, что использование интерактивных игровых технологий в формировании основ безопасности жизнедеятельности способствует формированию учебной мотивации, развитию личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), приучает к «полезным» играм, расширяет кругозор, повышает качества образовательного процесса.
Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах: индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач; для решения заданий в паре используется парная форма; при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.
Для проведения интерактивных игр авторами Н.Л.Кряжевой, К.Фопелем, Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной предложен определенный алгоритм:
1. Подбор интерактивных игр педагогом для группы детей. Возможна предварительная работа;
2. Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация должна быть сформулирована доступно и четко;
3. Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия дошкольников;
4. Подведение итогов игры. После окончания интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспектов.
Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:
· Развивающие игры. Направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки»), музыкальные редакторы, конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др.
· Обучающие игры. Ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу.
· Логические игры. Направлены на развитие логического мышления ребенка дошкольника. К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.
· Игры-забавы. Дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время. Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма.
Представляю вашему вниманию примеры интерактивных развивающих игр, разработанных в программе MS PowerPoint, рассчитанные на детей старшего дошкольного возраста.
Интерактивные игры в союзе с педагогическим мастерством делают процесс ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к изучению правил дорожного движения, противопожарной безопасности и безопасности в быту, дети учатся новым формам сотрудничества друг с другом и с педагогом, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.
Многие родители задаются вопросом о пользе или вреде компьютера для ребенка-дошкольника. В своей группе я провожу консультации для родителей, разрабатываю памятки, в которых говорится о том, что если соблюдать гигиенические нормы при взаимодействии ребенка с компьютером, осуществлять содержательный отбор игр и систематично проводить физминутки, динамические паузы и гимнастику для глаз, то интерактивные игры могут стать отличным помощником в образовательном процессе ребенка. Кроме того, интерактивные игры настолько универсальное средство обучения, что его может использовать и создавать каждый родитель. Используя простые программы (Microsoft Office Power Point, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с индивидуальными предпочтениями ребенка, с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее. Таким образом, нельзя недооценивать применение метода интерактивных игр к развитию у дошкольников познавательного интереса и формированию безопасного образа жизни. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.