Насекомые Южного Урала
Автор: Платонова Ольга Владимировна
Проект в средней группе Тема: «Насекомые Южного Урала»
Цель проекта:
Формирование представлений о жизни насекомых, часто встречающихся на Южном Урале
Задачи проекта:
· формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
· узнать о их пользе или вреде;
· воспитывать бережное отношение к живому;
· развивать эмоциональную отзывчивость;
· формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
· дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, жук, пчела, кузнечик);
· иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
· знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
· находить сходства и различия;
· владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Предварительная работа:
· поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
· знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
· разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок.
· прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
Сотрудничество с семьёй:
· Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
· просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Продукт проектной деятельности:
рассказ о каком-либо насекомом,
книжки – малышки,
коллективная аппликация «На полянке»,
поделки из природного материала,
выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».
План реализации проекта:
1 неделя: «Знакомство с бабочкой»
Понедельник:
1) Художественное слово, загадки о бабочке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.
Вторник:
2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.
Среда:
3) Беседа с детьми о бабочке.
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки, о пользе или вреде.
Четверг:
4) А) Изобразительная деятельность «Бабочки».
Цель: Формировать предпосылки умения раскрашивать рисунок бабочки , пользуясь ранее приобретенными навыками рисования. (лимонница, капустница, наполеон).
Б) Украшение бабочками групповой комнаты.
Цель: вызвать желание украсить группу для всех.
Пятница:
5) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
Цель: развивать точность движения руки, мелкую моторику, воображение.
6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
Цель: развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.
2 неделя: «Знакомство с муравьем».
Понедельник:
1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
Вторник:
2) Логоритмические упражнения: «Друзья помогли».
Цель: развитие чувства ритма.
От друзей муравьишка отстал.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы!
( Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.)
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
( Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами, хлопают в ладоши.
Среда:
Поиск муравейника.
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
3)НОД «Из жизни муравьев».
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.
Четверг:
4)Экскурсия по территории детского сада ( или в лес). Наблюдение за муравейником.
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
5)Опыт «Выделение муравьиной кислоты».
Цель: развитие познавательной активности.
Пятница:
6) Изодеятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.
3 неделя: «Знакомство с божьей коровкой».
Понедельник:
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.
Вторник:
2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок, о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.
Среда:
3) Аппликация «Божья коровка».
Цель: Закреплять умения вырезать круглые и овальные формы, умение их аккуратно наклеивать.
Четверг:
4)Игра «Соедини точки и увидишь, что получится».
Цель: развитие мелкой моторики.
Пятница:
5) Прослушивание песен о божьей коровке.
Цель: развитие музыкального слуха.
6) Раскрашивание раскрасок «Насекомые».
Цель: Развивать творческие способности.
Итоговое мероприятие:
1) Викторина «Что мы знаем о насекомых».
Цель: закрепление знаний детей о насекомых.
2) Презентация.