План-конспект урока "Имя прилагательное
Автор: Шерстюк Тамара Дмитриевна
Конспект урока
по русскому языку
в 3 классе
Тема «Имя прилагательное. Обобщение»
Класс:3
УМК «Школа России»
Тема «Имя прилагательное. Обобщение»
Продолжительность урока: 40минут
Тип урока: повторение и обобщение.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Дидактическое средство: карточки, учебник В.П. Канакиной «Русский язык» 3 класс, мультимедийное устройство, презентация ,цифры: 1,2,3,4.
Оборудование: карточки для групповой работы и работы в парах.
Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков имени прилагательного как части речи.
Задачи урока:
1. Закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном;
2. Развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
3. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в группах
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
1. Организационный момент. Создание ситуации успеха. (2 мин.)
Детский писатель Роман Сеф заметил:
«Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает».
И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.
А девиз, у нас, какой?
Всё, что надо – под рукой.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка учебной проблемы.
- Определите тему нашего урока по стихотворению.(2 мин)
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)
-Определите учебную задачу.
-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи.
3 Чистописание.(5 мин)
Что вам напоминают эти соединения?
ая |
ее |
ый |
яя |
ое |
ий |
ой |
- Назовите окончания прилагательных женского рода? Мужского рода? Среднего рода? Какая буква в этих сочетаниях обозначает 2 звука?
Какие окончания прилагательных не написали?
- Как определить род имен прилагательных? (на слайде схема)
4. Обобщение и систематизация знаний(10 мин)
Давайте постараемся успешно справиться со всеми поставленными задачами.
А) Какое из данных слов подходит к теме нашего урока. Почему вы так считаете? Докажите.
(НА ЭКРАНЕ)
Зелень, зеленый, зеленеть.
Вывод: Что такое имя прилагательное?
Б) Физминутка
- А сейчас прогоним усталость и немного отдохнём
Вы смелые? Веселые?
Умелые? Милые?
Ленивые? Послушные?
Красивые? Драчливые?
Крикливые? Дружные?
(Если «нет» - движение руками, если «да» - топают ногами)
В) Словарная работа
На табличку ты внимательно
Быстро посмотри.
И слова словарные
Ты скорей найди!
З А В Т Р А К Ф К П К О М А З К
В О Б Е Д К В К Р К Т К Е К В К
Х У Ж И Н В К В К Н К К П Т К О
П О В Ё С А К Т К В К С К Ш К Р
Р П Ш Е Н И Ц А Н К К В К К Р К
П М О Л О К О Т К В К К К Ш К И
- В каждой строчке найдите спрятавшееся слово. (Завтрак, обед, ужин, овёс, пшеница, молоко)
- Что вы можете сказать об этих словах?
- - Спишите слова, поставьте ударение. Подберите подходящие по смыслу прилагательные. Подведение итога.
4. Групповая работа.(5 мин)
- На улице весна, все мысли о ней. И ученик 3 класса, глядя за окно на тёплый весенний день, отвлекаясь, написал предложение.
Солнечьные зайчики бигут по трове, по лисной трапе, по высокой гаре.
(у каждой группы листочек с предложением)
- Его друзья нашли четыре ошибки, сколько найдёте вы?
Работа в группах (обсуждают и поднимают карточку с цифрой, обозначающей количество ошибок) Цифры «1» «2» «3» «4» «5» «6»
- Докажите, где и почему были допущены ошибки.
- Запишите предложение без ошибок. Отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик.
Работа в парах. ( По вариантам)(5мин)
- вставить пропущенные окончания, определить род имён прилагательных;
1в Ярк…. цветок, зелён…. поле, душист…. мыло, зимн… ночь, свеж…. хлеб, горяч…. молоко, сладк…. дыня.
2 в Хорош…. погода, летн…. утро, добр…. сказка, жгуч…. солнце, тих…. вечер, дик…кабан, весёл….перемена.
- проверка;
Какого рода может быть имя прилагательное?
На какой вопрос отвечает и какое окончание имеет имя прилагательное мужского рода? женского рода? среднего рода?
Физминутка Мишка топай, Мишка хлопай…(1мин)
Самостоятельная работа ( разноуровневые карточки) (5 мин)
Пришла __________ весна. Ярко светит ___________ солнце. Быстро тает___________ снег.Журчат ____________ ручьи. Зеленеет _______________травка на полях. Возвращаются с юга __________________ птицы.
Слова для справок: перелётные, тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.
1 уровень: списать текст, вставляя подходящие по смыслу слова; подчеркнуть имена прилагательные;
2 уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; подчеркнуть в предложениях главные члены предложения;
3 уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; подчеркнуть в предложениях главные члены предложения; определить род и число имён прилагательных;
Домашнее задание ТПО стр.52 упр115(записать предложения,в которых имя существительное заменяем прилагательным в нужной форме.
Рефлексия (2мин)
. Возьмите ту цифру, которой вы можете показать, как вы усвоили материал по теме «Имя прилагательное».
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да трудно всё- таки.
Закончите предложение: Моё настроение похоже на …
1. солнышко
2. солнышко с тучкой
3. тучку
4. тучку с дождиком
Итог урока. Выставление оценок(2мин)
Я благодарю вас за урок. С вами было приятно работать. Молодцы!