Конспект НОД для детей подготовительной группы "Оформим книгу на выставку
Автор: Смирнова Елена Александровна
НОД для детей подготовительной группы «Оформим книгу на выставку»
Цель: Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов (стихов)
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей подбирать близкие по звучанию слова, рифмующихся между собой слов и строчек.
2. Познакомить детей с моделью составления рифмованных текстов и упражнять в их сочинении.
3. Активизировать в речи слова «иллюстрации», «художник-иллюстратор»
Развивающие:
1. Продолжать закреплять представления детей о предложении, слове, слоге.
2. Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
3. Развивать зрительное внимание и память в работе с лоскутным формами
4. Совершенствовать навык моделирования по схеме.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство взаимопомощи.
2. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие, культуру общения и поведения.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое»
Оборудование: заготовки для книги из фетра, схемы для лоскутного конструктора, фигуры из фетра, доска магнитная, презентация к загадкам.
Воспитатель обращается к детям:
– Ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте все вместе скажем гостям «Здравствуйте». А с вами я хочу поздороваться и подружиться ладошками.
Мне ладошки протяни
Своё имя назови! (тактильные движения).
К вам спешила очень я,
вы теперь мои друзья!
Друзья всегда помогают друг другу, выручают и приходят на помощь! А еще дарят подарки. Я принесла вам в подарок интересную книгу «….» Агнии Барто (кого –нибудь, которая написана в стихах (или в стихотворной форме – если К. Чуковского).Я сначала хотела подарить эту книгу детской библиотеке, которая сделала объявление о пополнении отдела детской поэзии (или отдела детских стихов, а потом подумала, предложу ребятам сочинить вместе стихи и сделать книгу, чтобы потом подарить в детскую библиотеку. Что вы на это скажите ребята? Попробуем сочинить с вами стихи?
А я вас этому научу! Но обратите внимание ребята, ведь в книге же ещё есть и иллюстрации (или можно сказать-рисунки). Вы согласны украсить книгу рисунками? Хорошо, попробуем с вами и стихи сочинить и иллюстрации сделать. А сейчас Я предлагаю всем присесть.
Ну, что попробуем? Я буду читать стихотворение, а вы на каждую строчку будете отвечать эхом.
Например: «Сколько времени сейчас? Как мне эхо отвечает?
Дети: Час! Час!
Воспитатель: Верно, «Час!» Эхо вторит мне последний слог слова сей- час. (Выделить голосом последний слог: сей-час.) Вот так и вы: коль стали эхом - так отвечайте на вопросы, как эхо! и хлопайте дважды в ладоши!
Воспитатель (дети)
Собирайся, детвора! (ра-ра) (выделить голосом слог ра) Эхо! –обращаюсь к детям (ра-ра)
Начинается игра! (ра-ра)
Да ладоши не жалей (лей-лей)
Бей в ладоши веселей (лей-лей)
Сколько времени сейчас (час-час)
Сколько будет через час (час-час)
И неправда, будет два (два-два)
Думай, думай, голова (ва-ва)
Это ухо или нос? (нос-нос)
(ведущий держится за ухо)
Или может сена воз? (воз-воз)
Это локоть или глаз? (глаз-глаз)
(ведущий показывает на локоть)
А вот это что у нас? (нас-нас)
(ведущий показывает на нос)
Вы хорошие всегда (да-да)
Или только иногда (да-да)
Не устали отвечать (чать-чать) (при ответе «нет» попросить быть внимательными)
Попрошу вас помолчать (—)
Какие вы молодцы! Замечательное эхо у нас получилось! Вы отвечали на вопросы и вместе с тем рифмовали концы строк. Благодаря рифме, стихи получаются складными.
А теперь встаньте в две шеренги по пять человек слева от меня и справа. На какую шеренгу я буду показывать рукой, та будет и отвечать мне. Послушайте!
Кошка – ложка. Шишка, а вы как скажите? (дети-мышка). Похоже звучат слова? А чем же они похоже? Назовите последний слог слова ШИШКА Правильно ребята! Слог КА, а у слова МЫШКА, какой последний слог? Правильно! Слог КА. У этих слов, или словосочетаний похоже звучат последние слоги.
А теперь продолжим далее: роза-мимоза, буфет-табурет, сова-голова, речка-печка и т. д. У этих слов также похоже звучат последние слоги. Когда, они так похоже звучат, их называют рифмами. Как ребята их называют? Как, Лена? Как, Сережа? Вы узнали, что такое рифма, значит скоро научимся сочинять стихи! А ещё про эти словосочетания можно сказать, что это маленькие небылицы. Разве может быть речка-печкой? Конечно же нет.
А сейчас ребята я предлагаю вам стать на минуточку художниками-иллюстраторами и заняться иллюстрированием книги - раскладушки.
Шеренга с правой стороны на лево, шеренга с правой стороны на право!
Физминутка
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
Это наша мастерская. Присядьте за столы, выберите любой образец и на листе, который перед вами выложите картинку-небылицу из лоскутного конструктора. Это и будет ваша иллюстрация. (руковожу индивидуальной работой).
У кого будет готова иллюстрация, подходите ко мне. Мы будем размещать ее в книгу – раскладушку. (Дети поочередно подходят, воспитатель задает вопрос что на твоей иллюстрации «это ….» ведет с детьми беседу так, чтобы не мешать остальным, нанизывает странички на цветной шнурок)
Молодцы, замечательно иллюстрировали книгу!
А сейчас подойдите к экрану. Продолжим учиться сочинять стихи.
Я буду показывать картинки, а вы, досказывать слова
Зиму ждали целый век
Наконец-то выпал ….(снег)
К рисунку….
Дождались зимней мы поры
на санках катимся. (с горы)
К рисунку…
Люблю морозные деньки,
возьму фигурные. коньки
К рисунку….
Словно в белый пуховик
нарядился. снеговик
К рисунку….
На снегу-то посмотри-
с красной грудкой (снегири).
Молодцы, вы справились с этим заданием и научились подбирать рифму.
Ну, что ребята! Можно уже дарить книгу детской библиотеке? Страницы с иллюстрациями у нас в книге есть. А самого главного, чего нет? (стихотворения)
Вот сейчас мы с вами и приступим к сочинению стихотворения. Переходим к магнитной доске. (на ней схема)
Итак, наше стихотворение будет состоять из четырех строчек предложений.
Первое предложение будет заканчивается словом «ПАДАЕТ», я его обозначила для вас знаком (стрелочка вниз)
Второе предложение заканчивается словом «РАДУЕТ», (каким знаком можно обозначить слово «РАДУЕТ» Да, верно, улыбка.
Ребята, эти слова чем то похожи? да правильно у них одинаково звучат последние слоги. Назовите его. Правильно последний слог одинаковый-ЕТ
Третья строчка заканчивается словом «САНКИ» Помогите обозначить слово знаком. Если я нарисую …., будет вам понятно
Четвертая строчка «ПОЗАРАНКИ» (даю пояснение этому слову). Ребята, слово позаранки обозначает «рано утром». Каким знаком можно обозначить это слово. Да, правильно, солнце. Ребята, напомните слово в третьей строчке (САНКИ). В четвертой строчке («ПОЗАРАНКИ»). Чем похожи эти слова. Да, у них тоже звучит одинаково последние слог.. Назовите этот слог. (КИ).
Итак, приступаем.
Я буду начинать предложение, а вы будете продолжать.
Снег …. (пушистый) ПАДАЕТ (повторяем вместе готовую. строчку)
И детей ….(он) РАДУЕТ
Все берут. (коньки) и САНКИ
И. (гуляют) с ПОЗАРАНКИ.
Молодцы! Замечательное стихотворение у нас получилось!
Вот наша книга готова. Она вам нравится ребята? Думаю, что она понравится работникам библиотеки и тем ребятам, кто будет её читать и рассматривать иллюстрации. Спасибо за хорошую работу! Вы были настоящими художниками –иллюстраторами, а ещё научились сочинять стихи!