Дополнительная образовательная программа "Мир лепки
Автор: Тимченко Марина Семёновна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Итатский детский сад №4 Дюймовочка»
Дополнительная образовательная программа
«Волшебный мир лепки»
(для детей 5-6лет)
Срок реализации 1 год
Тимченко М. С.
воспитатель
Итатский
2019 г.
Пояснительная записка
Пластилин - удивительный материал, из которого можно слепить себе что угодно: птичку, растение, животное – словом, любой предмет.
Огромную роль лепка пластилина играет в творческом развитии детей. Они учатся понимать соотношение форм и размеров, искать гармоничные цветовые решения, и заодно развивать мелкую моторику пальцев, закрепляют знания об окружающем мире, а так же проявлять свою фантазию, придумывая фигурки или целые композиции.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки» в старшей группе разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно – эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных материалов.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщение к окружающему миру и искусству, расширение кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке, осваивать новые технологии и материалы и примерять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Целью программы является использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку. Формирование у детей эстетической культуры и развитие художественного творчества. Создание атмосферы творчества и свободного проявления каждой личности.
Задачи:
Образовательные:
-формирование комплекса художественных знаний, навыков, умений;
-освоение приёмом и методов практической работы с различными материалами;
-изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.
Воспитательные:
-воспитание интереса дошкольника к художественному творчеству;
-воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
-воспитание эстетических чувств при восприятии действительности;
-воспитание аккуратности, усидчивости, терпения и выдержки.
Развивающие:
-развитие мелкой моторики в сочетании с развитием движений обеих рук;
-развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
-развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умение работать в коллективе;
-развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
Основные принципы заложенные в основу программы:
1.Принцып поэтапности – «погружение» в программу. Этот самый ответственный принцип: если приступить к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учётом возрастных особенностей ребёнка.
На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание – для каждого отдельная задача. В конце занятия создаётся общая композиция, дополняется деталями соответствии с содержанием.
На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
2.Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и почувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка-от самого простого до заключительного, сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослым. На начальном этапе дети работают рядом и общаются с воспитателем. На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждая в том, что сами выполняют задание правильно. Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3.Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребёнка при решении заданной темы без каких-либо определённых и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет.
Учёт возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы. Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объекты занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно – воспитательной деятельности.
Данная программа предназначена для детей 5-6 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми старшего дошкольного возраста. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребёнка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребёнка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребёнок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому на данном этапе развития дошкольников необходимо приучать их к более сложным техникам и приёмам работы, которые ребёнок уже в силах запомнить.
Что касается лепки, то в её процессе больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.
В возрасте 5-6 лет дети уже имеют определённые знания относительно лепке приобретённые раньше, поэтому воспитатель имеет возможность творчески выбрать тему занятия, учитывая интересы детей, наличие знаний и умений, ранее приобретённых. Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа.
Используется два типа занятий: на тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный-простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например птичка сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского сада. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но качество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого кусок глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего куска глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.
Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основу, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужную форму.
Ети старшего дошкольного возраста начинают осваивать комбинированный способ лепки, а рабочим материалом, как правило может быть как глина, так и пластилин или солёное тесто.
С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:
- делить пластилин (глину) на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблоко);
- создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
- раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша.
- заострять и закруглять предметы;
-раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать пластилин пальцами и создавать такие предметы: (мисочка, чащечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники);
- делить пластилин на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазыванием (кукла-неволяшка, снеговик, птичка, зайчик)
С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:
- делить пластилин (глину) на3-4 части и создать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
- лепить части на основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
- лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмами крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка-свистулька, лисичка и др.)
Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т. д.
Воспитателю необходимо продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина, глины и пластической массы.
Развивать умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закрепить умения лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
Передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру человека и животного в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективные композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка», «Дети на прогулке» и др.
Формировать умения лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок. Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.) Развивать творчество и инициативу.
Продолжать формировать умения передавать мелкие детали, работая пальцами. Учить пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор и складки на одежде людей и т. п.
Срок реализации данной дополнительной программы рассчитан на 1 год. Этапами его служат темы и разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).
Продолжительность каждого занятия, с учётом возрастных особенностей данной группы детей, должна составлять 20-25 минут, с возможным последующим увеличением времени.
Для реализации программы используются учебно-методические пособия и различные материально – технические средства.
Ожидаемые результаты.
К концу года дети могут:
- Лепит предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.
-Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
-Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
Тематическое планирование
1 занятие в неделю, всего 36 занятий.
Тема занятий |
Количество занятий |
№1. Вводная беседа по технике безопасности. Лепка по желанию детей. |
1 |
№2. «Созрели яблоки в саду» (пластилинография) |
1 |
№3. «Грибы» |
1 |
№4. «Цветы на лужайке» (коллективная лепка) |
1 |
№5. Вылепи какие хочешь, овощи. |
1 |
№6. «Гриб мухомор» |
1 |
№7. «Колобок» |
1 |
№8. «Фрукты» |
1 |
№9. «Лягушки в пруду» ( коллективная лепка) |
1 |
№10. «Осенний натюрморт» |
1 |
№11. «Блюдо» |
1 |
№12. « Листья танцуют и вращаются во круг деревьев» (лепка декоративная, рельефная) |
1 |
№13. «Снегири на ветках» |
1 |
№14. «Девочка в зимней шубе» |
1 |
№15. « Новогодняя свеча» |
1 |
№16. «Ёлочка» |
1 |
№17. «Снегурочка» |
1 |
№18. «Весёлые человечки» (зимняя картина, коллективная) |
1 |
№19. «Зимние забавы» ( лепка сюжетная) |
1 |
№20. «Зайчик» |
1 |
№21. «Щенок» |
1 |
№22. «Валентинка» |
Скачать публикацию |