+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие межполушарных связей мозга, как основа интеллектуального развития ребёнка

Автор: Королева Лариса Анатольевна

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения  левого полушария и правого полушария мозга в единую работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

   Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей мозга. Дошкольный   возраст наиболее  благоприятный период для развития мозговых структур.

   Левое полушарие мозга отвечает за  управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой. Т.е. когда мы действуем правой рукой – активизируется левое полушарие. Левое полушарие математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за  абстрактно-логическое мышление  и восприятие  слуховой информации. А правое -  гуманитарное, образное, творческое – отвечает  координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Когда мы считаем, говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда мы  фантазируем, танцуем и молчим – активно работает правое полушарие. Максимальная эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.

    Причин  несформированности межполушарного взаимодействия может быть много, вот несколько из них:

- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

- родовые травмы;

- болезни ребёнка в первый год;

- отсутствие этапа (или непродолжительный этап) ползания по-пластунски и на четвереньках; 

- длительный стресс;

- общий наркоз.

   Для развития межполушарных связей  эффективно  выполнение различных перекрестных движений  с детьми дошкольного возраста, в период активного развития ребенка.  Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.  Под влиянием двигательных импульсов от пальцев,  включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных упражнений образуется  большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.

 Регулярные упражнения способствуют :

- развитию высших психических функций: речи  памяти, внимания, мышления;

- улучшению сенсомоторной и моторно-зрительной координации;

- формированию учебных навыков и умений;

 

     Вашему вниманию предлагаются упражнени для развития межполушарного взаимодействия, который необходимо выполнять ежедневно в течение 10-15 минут, стараясь как можно точно выполнить движения.

«Лягушка».

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

«Колечко».

Поочередно, как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими вместе.

«Лезгинка».

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла­донью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

«Кулак−ладонь−ребро».

Ребенку показывается 3 положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется совместно с родителями: а) ладонью правой руки; б) ладонью левой руки; в) обеими ладонями одновременно. При этом меняем темп выполнения, то, убыстряя, то, замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам.

«Замок».

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет родитель. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

 «Ухо-нос».

 Взять левой рукой за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».