+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказкотерапию

Автор: Чадина Людмила Ивановна

«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.»

Л.Н. Толстой.

 

В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги пытаются понять, каким образом привить детям раннего возраста нравственно-духовные ценности. Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Педагогам и родителям необходимо сформировать у ребенка самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Но нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, поэтому невозможно недооценить важность семьи в нравственном воспитании. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Для воспитания детей раннего возраста стоят следующие задачи:

- с раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям к близким людям;

- воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия;

- воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю через сказки;

- знакомить детей с основами труда посредством сказок.

Нетрадиционные формы общения родителей с детьми открывает что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи – играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. Проникаются его интересами. Родители вместе с детьми совершают полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания детей в детском саду. Так же духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Ребенку в возрасте от 1 до 2 лет можно показывать и читать книги, предназначенные для детей. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это сказки.

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Сказки – это самые первые и любимые произведения у детей. Перед воспитателями стоят задачи: посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень), содействовать обогащению словаря, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, воспитатель может предложить детям выполнить имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценированное сказки с использованием костюмов, шапочек, обыгрывание их с мягкими игрушками и многое другое. После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. Да, в реальном мире не всегда победа за добром, но маленькому ребенку ведь пока не зачем это знать. Благодаря сказкам его психика окрепнет и в дальнейшем, он сможет справляться с трудностями взрослой жизни. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно понять, что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится. Любые детские вопросы не должны оставаться без ответа. Если ребенок с детства будет видеть причинно-следственные связи различных явлений, то и в течение всей жизни мир будет для него целостным, полным смысла. Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку — способствуют закреплению положительного эффекта. Родителям ни в коем случае, нельзя отталкивать ребенка тогда, когда он просит почитать сказку. Помните, то, что вы заложите ребенка сейчас, вернется к вам бумерангом тогда, когда вам будет нужна его помощь. Любите своих детей, читайте им сказки, балуйте. И тогда, ваш ребенок станет вашей гордостью и надежной опорой. Для педагогов сказки – своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком. Сначала они их просто слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, обыгрывают, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательный и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало. Дошкольный возраст –это формирования основ личности будущего гражданина, период активного познания мира и человеческих отношений. Относительно легко в детстве происходит усвоение социальных и нравственных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души для будущего человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. В процессе воспитания постоянно происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным ключом их накопления является знакомство дошкольников с окружающей средой: экскурсии по городу, в музеи, на природу. Так, чтобы экскурсия была нравственно ценной, воспитатель делает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между воспитанниками задания, которые нужно выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такая форма работы с детьми дает возможность педагогу воспитывать бережное отношение к природе у дошкольников, природным богатствам России, чувство любви к Родине, уважение к другим народам. Знания дошкольников о нравственных нормах, полученные во время основной образовательной деятельности, собственные жизненные наблюдения часто бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, которая связанна с обобщением полученных знаний.

Формы работы разные: в разных группах это может быть рассказ педагога, этическая беседа и другие. Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, которые имеют нравственное содержание. Хороший рассказ раскрывает содержание нравственных понятий и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам и влияет на поведение. Самая важная функция рассказа – это служить способом использования положительного примера в воспитании. Этические рассказы помогают дошкольникам разобраться в сложных вопросах морали, развивать у воспитанников твердую нравственную позицию, помочь каждому ребенку осознать свой лично нравственный опыт поведения и привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В диалогах надо соблюдать неприкосновенность личности дошкольника. Формирование убеждений у воспитанников идет на основе общего мировоззрения и носителем призван быть педагог. Воспитательный процесс создается так, что в нем предусматриваются ситуации, в которых дошкольник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. Чтение и разбор сказок, рассказов и стихотворений нравственной направленности помогают детям понять, оценить нравственные поступки людей. Дети слушают рассказы, сказки и стихотворения, там, где ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, дружбе, товариществе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.