Формирование экологической компетенции у младших школьников
Автор: Воронцова Алина Алексеевна
Формирование экологической компетенции у младших школьников
(Воронцова А.
Руководитель- к.п. н.Клочкова Н.В.)
Анализ современной педагогической литературы показывает, что на сегодняшний день человечество в полной мере осознает приоритетность экологического образования как одного из важнейших факторов преодоления глобального экологического кризиса. Следует отметить, что решение указанной проблемы предполагает активное применения мер по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования. Ясно, что сформировать у детей экологическое сознание невозможно без формирования представления об основах экологической культуры, формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе.
Одной из ведущих идей модернизации естественно-научного образования является формирования экологически компетентной личности, которая имеет экологические знание об окружающем мире, мотивирована на выбор экологически целесообразной линии социального поведения, обладает опытом в поведенчески-волевой, эмоционально-чувственной и интеллектуальной сферах, осознает универсальную ценность природы, соблюдает правила поведения в природе, может оценивать последствия своих поступков.
Как показывает опыт, младший школьный возраст является сенситивным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе для развития экологической компетенции ребенка. В настоящее время отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личной характеристикой и показателем качества образования. Следовательно, приобретает актуальность поиск новых технологий, средств, методов обучения и диагностики сформированности экологической компетенции , обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у выпускника начальной школы.
Различные аспекты в решение проблемы экологического воспитания обсуждаются в научных кругах ( А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Гайсин, Э.В. Гирусов, И.П. Лаптев, Н.М. Мамедов, А.В. Миронов, Л.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина, М.Я. Якунчев и др.) Они обосновали принципы, цели, задачи, формы организации и методы экологического образования, разработали основы его содержания.
В условиях модернизации российского образования в отечественной педагогике и школьной практике утверждается компетентностный подход как результативно-целевая основа образования. Под компетентностным подходом в образовании понимается формирование результатов как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции (по Д.С. Ермакову). В соответсвии с этим экологическую компетенцию мы определяем как систему нормативных требований к уровню подготовки учащихся в области решения экологических проблем, сохранения и устойчивого воспроизводства жизни.
В педагогической литературе структура экологической компетенции включает следующие компоненты:
· когнитивный,
· мотивационно-ценностный,
· деятельно-практический.
Для определения содержания экологической компетенции младшего школьника следует выделить отдельные элементы структуры экологической компетенции, такие как:
· экологические знания и умения;
· освоение способов познания природы и окружающей среды;
· умение искать, получать и обрабатывать информацию;
· наличие природоохранных умений и навыков;
· умение сотрудничать и работать в группе;
· участие в проектной деятельности;
· умение находить решения проблемных ситуаций;
· проявление личностного, эмоционального отношения.
В первую очередь эффективное формирование экологических компетенций возможно в рамках курса «Окружающий мир», т.к. данный курс помогает формировать у младших школьников экологическую культуру и соответствующие компетенции – умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни и др.
С методической точки зрения в качестве адекватного инструмента по формированию экологической компетентности выступает разработка и реализация учащимися учебных проектов, направленных на развитие экологического самосознания, улучшение состояния окружающей среды в процессе выявления, изучения, решения и предупреждения экологических проблем.
Очевидно, что наиболее эффективно педагогическая технология формирования экологических компетенций реализуется именно в начальной школе, поскольку именно она создает оптимальные условия в рамках одного коллектива. Так, объединяет усилия всех участников педагогического процесса, например, всеобщий выход на уборку школьного участка и прилегающей территории от мусора или участие в экологическом конкурсе поделок из бросового материала.
Таким образом, мы приходим к выводу - умение наших выпускников самостоятельно применять УУД, сформированные на уроках и во внеучебной экологической деятельности, в новой ситуации –сущностная основа экологической компетенции. Личностными результатами становятся способность учащихся самостоятельно осуществлять выбор, отвечать за собственные действия и поступки, выработка основ экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально-значимой деятельности по улучшению состояния окружающей среды. Метапредметными результатами становятся формирование способности понимать учебную задачу, планировать свою экологическую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, строить рассуждения-важнейшие личностные качества современного высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Литература
1. Моисеева, Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. С. 203-210.
2. Издание «Педагогическое образование в России», 2011 год, №2. Статья «Формирование экологической компетенции младших школьников», Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, с. 203-210.
3. Лысов, А.А., Лысова, О.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание? // Начальная школа плюс До и После. 2013. -№ 12. С. 1-3.
4. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 126 c.