Лего-конструктор и ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ
Автор: Сушко Мария Германовна
Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориенированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множество проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий создает необходимость быть не просто человеком, а личностью которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.
Актуальность формирования личности человека, начиная с дошкольного детства, обусловлена тем, что дошкольное детство – это стартовая площадка на пути в жизнь. Но развивать качества личности, востребованные в недалеком будущем нужно уже сегодня. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это обогатить и разнообразить детскую деятельность, которая является основой для развития ребенка.
Очень важным является то, что дошкольный возраст – период становления основных способностей, которые необходимо развивать, раскрывать за счет создания развивающей предметно-пространственной среды. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте сказано: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников» [4].
Среди всех факторов, влияющих на развитие детской одаренности, авторы «Рабочей концепции одаренности» ставят на первое место, личностно развивающее обучение, которое должно быть построено на основе психологических принципов развития, на основе индивидуальных особенностей, а также с учетом познавательных потребностей ребенка. Такое обучение должно включать: духовно-нравственное развитие, развитие индивидуальности одаренного ребенка, широкую образовательную подготовку педагога, условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала[1].
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры с конструктором происходит самореализация личности, а также ребенок, получающий удовлетворение от деятельности, достигает ситуации успеха. За счет этого происходит всесторонне развитие ребенка. Кроме того, помимо приобретения конструкторских навыков воспитанники осваивают и социальные нормы, умения слаженно работать в группе сверстников, в паре.
В связи с этим появляется необходимость для поиска новых средств, технологий и методов, которые помогут в формировании всесторонне развитой личности. Одним из таких средств, по моему мнению, является лего-конструктор, основной направленностью его является развитие интеллекта, познавательных способностей и творческого мышления детей. В процессе конструирования и моделирования у детей развивается не только логическое мыш-ление, но и творческое воображение, фантазия, а также появляется возможность для творческого самовыражения детей.
Лего-конструктор привлекает для педагогов и воспитанников тем, что:
- наборы имеют яркий дизайн, многообразие деталей;
- крепления деталей просты и удобны;
- существует многообразие наборов лего-конструктора (например, серия конст-рукторов «Lego-Duplo»), которые имеют широкие возможности дополнения, объединения, изменения и т.д.;
- многофункциональность лего-конструктора позволяет использовать его в разных видах детской деятельности, а также же комбинировать их в зависимости от поставленных задач;
- у педагога имеется возможность подобрать лего-конструктор с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (например, подбор размера деталей).
Но для того, чтобы конструктор лего был не просто игрушкой, а стал средством, действительно развивающим личность ребенка педагогу нужно занять опосредованную роль в процессе лего-конструирования. Это необходимо для того, чтоб научить ребенка основным способам соединений деталей, с некоторыми принципами построения объектов. Для этого используются три основных вида конструирования:
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования становится основным в развитии творческой одаренности детей.
Обязательным также становится то, что при работе с этим педагогическим средством педагог не должен забывать о методических возможностях других технологий, а также со-временных технических средствах, которые можно использовать в процессе лего-конструирования, например интерактивные комплекс (ноутбук, проектор, программа «SmartNoteBook»). А также программа «Story Visualizer», позволяющая создавать совместно с детьми и их родителями комиксы, где используются объекты, сконструированные из лего-деталей. Современный ребенок, растущий в мире информационный технологий и коммуни-каций, в процессе создания комикса с удовольствием осваивает конструирование картинки на интерактивной доске. Несомненными плюсами этой программы является то, что дети проявляют свою креативность, т.к. перед ними появляется очень много вопросов: о чем бу-дет данная история? какие герои будут в этой истории? какие персонажи и объекты необходимо создать для составления комикса? и т.п.
Непосредственно такая работа влияет и на формирование личности детей. Ведь чтобы создать комикс необходимо продумать сюжет, правильно составить диалоги между персонажами, создать необходимые объекты и сделать их фотографии, а также смонтировать комикс. Создание сюжета для комикса, придумывание и рассказывание лего-сказок, историй способствует раскрепощению детского воображения, обращение к имеющемуся эмоциональному и литературному опыту детей.
Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей наводящими вопросами.
С позиции ФГОС дошкольного образования, можно сказать, что технология лего-конструирование способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
- ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [4].
Таким образом, можно сказать о том, что лего-конструктор является одним из самых доступных средств развития положительно социализированной личности детей. лего-конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Литература
- Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Рабочая концепция одаренности, М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
- Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одаренности, — СПб.: Питер; 2009.
- Немерещенко О.Д., Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Томск: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №40», 2014. – 37 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.