+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Коррекционно-развивающее занятие с элементами нейропсихологических упражнений в старшей группе с детьми с ЗПР "Путешествие в весенний лес

Автор: Ляшенко Любовь Евграфовна

 

Коррекционно-развивающее занятие с элементами нейропсихологических упражнений

 

в старшей группе с детьми с ЗПР

 

«Путешествие в весенний лес»

 

Цель: создать условия для оптимизации психического и физического развития детей с ЗПР посредством использования нейропсихологических упражнений.

 

Задачи:

 

1. Способствовать  активации больших полушарий мозга посредством выполнения нейропсихологических упражнений (дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, массажа стоп ног, элементы растяжек, рисование 2-я руками одновременно);

 

2.  Углублять представления детей с ЗПР об окружающем мире в процессе совместной деятельности;

 

3. Содействовать расширению и активизации словарного запаса детей с ЗПР по теме "Весна";

 

4. Формировать умение взаимодействовать в коллективе решая проблемные ситуации.

 

Конспект занятия:

 

Психолог: Придумано кем-то просто и мудро:

 

                    При встрече здороваться: «Доброе утро!»

 

Тучка прячется за лес,

 

Смотрит солнышко с небес,

 

И такое чистое,

 

Желтое, лучистое.

 

Психолог: Ребята, какого цвета солнышко?

 

Предполагаемые ответы детей: (Желтое)

 

Психолог: Посмотрите, какие у солнышка веселые глазки! Что оно делает? Предполагаемые ответы детей: Улыбается, радуется…..

 

Психолог: Улыбнитесь друг другу и солнышку!

 

Дефектолог: Ребята, отгадайте загадку:

 

Растаял снежок,

 

Ожил лужок.

 

День прибывает.

 

   Когда это бывает?

 

Предполагаемые ответы детей: Весной….

 

Дефектолог:     Правильно, весной. Весной греет солнышко, тает снег и  природа просыпается после зимы. И сегодня я предлагаю вам совершить прогулку в весенний лес.

 

Психолог: А как нам туда добраться? Вы не знаете?

 

Дети: На машине, на велосипеде …….

 

Психолог:: А еще можно перелететь на волшебном облаке. Полетели?

 

Дети: Да.

 

Психолог:: Для этого  нам надо вызвать ветерок и превратиться в большое единое облако:

 

Ты подуй в свои ладошки,

 

Покружись затем немножко,

 

Попадешь в весенний лес,

 

Полный тайн и чудес.

 

(Педагоги накрывают детей прозрачной тканью. Дети с педагогом переносятся в весенний лес).

 

Психолог: Ребята, вот мы с вами и оказались в весеннем лесу!

 

Дефектолог: Как здесь красиво, а воздух какой необычный! Ребята вдохните этот воздух и почувствуйте какой он свежий! (сделать глубокий вдох через нос, выдохнуть через рот – 3 раза)

 

Психолог :Ой, а кто это плачет?

 

Дети: Заяц!

 

Психолог: Зайка, что случилось? Ты почему такой грустный!

 

Заяц: Здравствуйте, ребята! В лесу все животные говорят о наступлении весны. А я ничего о ней не знаю. Помогите мне, узнать об этом времени года!

 

Психолог: Ребята, как мы можем помочь зайке?

 

Дети: Мы можем рассказать зайцу о весне, показать приметы весны!

 

Психолог : Ребята, приглашаем вас  прогуляться по лесу. Во время прогулки по лесу мы соберём приметы весны и поможем зайке узнать про это время года. Но приметы мы сможем получить, если выполним задания лесных жителей. Нам пора в путь! А вот тропинка в лес ведет, пройти задания зовет!

 

 Дети :                     По тропинке мы идем,

 

                                Весны приметы мы найдем.

 

Примета №1

 

Дефектолог : Чтобы узнать к кому привела нас тропинка, отгадайте загадку.

 

                        «Он в берлоге спит зимой , под большущею сосной,

 

                        А когда придет весна просыпается от сна».

 

Дети: Медведь.

 

     Появляется из-за елки  медведь.

 

Медведь: Здравствуйте, ребята!  Я всю зиму спал в своей берлоге, а когда пришла весна я проснулся. Чтобы мне стать бодрым после зимней спячки, предлагаю вам сделать вместе со мной зарядку, а взамен вы получите картинку с  первой приметой весны.

 

Дети вместе с медведем выполняют упражнения на растяжку.

 

Долго спал медведь в берлоге,

 

Снег растаял на пороге,

 

Отлежал свои бока,

 

Стала шуба велика.

 

(наклоны головой)

 

Мишка вылез из берлоги

 

Огляделся на пороге 

 

(повороты головой)

 

Чтоб скорей набраться сил

 

Головой медведь крутил

 

Наклонился он вперед,

 

Вот так, вот так, вот так!

 

(наклоны вперед, руки тянутся вперед)

 

Начал мишка приседать,

 

Раз, два, три, четыре, пять.

 

На ходьбу мы перейдем.

 

Заниматься мы начнем!

 

Вот он по лесу пошел,

 

По тропинке вдаль забрел.

 

Поднимаем мы колени, занимаемся без лени!

 

(ходьбы с высоким подниманием колен, перекрестные движения)

 

Поднимаем их повыше,

 

может быть коснемся крыши.

 

Медведь: Молодцы ребята! Вы очень старались. В награду я вам дарю картинку, с приметой весны.

 

(медведь отдает детям картинку с приметой весны)

 

Психолог:  Нам пора продолжать свой путь. Искать следующие приметы весны.

 

(Дети идут по импровизированной тропинке (массажные коврики), сопровождая ходьбу словами.)

 

 Дети:                       По тропинке дальше мы пройдем!

 

                                  Весны приметы мы найдем!

 

Примета №2

 

Психолог: Ребята, чтобы узнать к кому привела нас тропинка, отгадайте следующую загадку.

 

                                  Ползла букашка, по  большой ромашке,

 

                                  Но вспорхнула второпях и запуталась в сетях.

 

                                  Угадайте дети, кто расставил сети?

 

Дети:  Паук!

 

  

 

Голос паука: Здравствуйте ребята! Я насекомое, которое в лесу живет на разных  растениях. Мы насекомые зимой спим, а весной, когда пригреет солнышко — просыпаемся! Чтобы получить следующую примету весны,  предлагаю вам показать мне, как вы ловко умеете двигать своими пальчиками!

 

Пальчиковая гимнастика «Паучки»

 

 

 

Тихо в комочках сидят паучки,

 

Около правой и левой ноги.

 

(дети сидят на коленях, кулачки перед коленями)

 

Один паук подпрыгнул,

 

Мохнатой лапкой дрыгнул.

 

(кулачок становится на пальцы)

 

Второй паук подпрыгнул,

 

Мохнатой лапкой дрыгнул.

 

(пошевелить указательным пальцем)

 

Там побегали немножко,

 

(Подвигали пальцем по полу перед собой)

 

Заползли ко мне на ножки.

 

Повстречались, испугались.

 

(руки поднять вверх, перед собой)

 

Вниз по ножкам разбежались,

 

И в комочки спрятались.

 

(собрали ладошки в кулаки перед собой).

 

Паук:  Молодцы ребята! Вы очень старались! Под кустиком возьмите следующую примету.

 

Дефектолог: Ребята! Нам пора двигаться дальше.

 

Дети идут по импровизированной тропинке (массажные коврики), сопровождая ходьбу словами.

 

                                 По тропинке дальше мы пройдем!

 

                                 Весны приметы мы найдем!

 

Примета № 3

 

На дереве ребята видят письмо.

 

Дефектолог: Ребята, посмотрите — письмо. Интересно, от кого оно.

 

Педагог  разворачивает и читает письмо.

 

   «Здравствуйте ребята, я лесная белочка. Я узнала, что вы в лесу ищите приметы весны. Могу вам помочь. Отгадайте мою загадку:

 

Посмотрите на проталинке,

 

Показался цветик маленький.

 

Он замерз и чуть живой,

 

Торчит из шапки меховой.

 

Дети: Подснежник.     

 

Психолог: Ребята, чтобы получить примету весны от белочки, необходимо выполнить  ещё одно задание. Белочка  хочет узнать , кто из вас самый внимательный.

 

       (маркировка руки)

 

 Психолог: Ребята, покажите свою правую руку. Чтобы вы не путались, белочка дарит вам подсказку — цветочки, которые я вам наклею на правую руку.

 

                       (Педагог наклеивает на правую руку детям цветы)

 

А теперь внимательно слушайте задание белочки:

 

• Правой рукой коснуться своей левой руки;

 

 • Левой рукой коснуться своей правой руки;

 

• Правую руку положить на левое плечо;

 

 • Левую руку положить на правое плечо;

 

• Правую руку положить на левое колено;

 

 • Левую руку положить на правое колено;

 

• Левой рукой коснуться левого уха;

 

• Правой рукой коснуться правого уха;

 

• Погладьте правой рукой левый локоть;

 

• Погладьте левой рукой правый локоть;

 

• Погладьте указательным пальцем правой руки правую бровь;

 

 • Потереть указательным пальцем правой руки левую бровь;

 

• Потереть указательным пальцем левой руки левую бровь;

 

 • Потереть указательным пальцем левой руки правую бровь.

 

Психолог: Молодцы ребята! И следующая примета от белочки нас ждет под деревом.

 

                 Ребята под елкой находят следующую подсказку (картинка «Первые цветы».

 

      Примета №4

 

Дефектолог: Ребята! Нам пора двигаться дальше.

 

Дети идут по импровизированной тропинке (массажные коврики), сопровождая ходьбу словами.

 

                                 По тропинке дальше мы пройдем!

 

                                 Весны приметы мы найдем!

 

 

 

Дети останавливаются перед экраном. На экране появляются картинки распускающихся листьев. 

 

Дефектолог: Ребята, посмотрите, что это с веточками  дерева происходит?

 

Дети: На ветках распускаются листья!

 

Педагог: Ребята, вы помните, что зимой на ветках не было листьев. Как вы думаете, почему произошло так, что на ветках появились листья?

 

Дети: Стало сильнее греть солнце, воздух прогрелся и деревья ожили. На них распустились листья.

 

Педагог: По молодым и зеленым листочкам любят ползать различные насекомые. С одним насекомым — паучком, мы с вами уже встречались. Каких вы еще знаете насекомых, которые живут в лесу?

 

Дети: Бабочки, гусеницы, мухи……

 

Педагог: Правильно! Молодцы! Много вы знаете различных насекомых. И получить следующую примету нам поможет лесная муха.

 

На экране появляется муха на листике.

 

Голос мухи: Ребята здравствуйте! Я услышала, что вы собираете приметы весны. Я вам помогу. Но для этого вам нужно выполнить мое задание. Сделать вместе со мной упражнения для глаз.

 

                           Педагог раздает детям бумажных мух на палочке.

 

Над лесной полянкой, пролетала муха.

 

Покружив немного, села мне на ухо.

 

Пожужжала, пожужжала,

 

с ушка на ушко полетела (2 раза)

 

То на челку примостилась,

 

то на носик опустилась (2 раза)

 

Муха приставуха – Кыш!

 

Да, когда ж ты улетишь!

 

КЫШ!!!

 

 

 

Голос мухи: Молодцы ребята! Вы очень старались и в награду возьмите следующую примету. Она лежит на веточке дерева.

 

                    Педагог достает с дерева картинку –примету ( распускающиеся листья).

 

Примета №5

 

Психолог: Ребята!  Нам пора двигаться дальше. Искать следующую примету.

 

Дети идут по импровизированной тропинке (массажные коврики), сопровождая ходьбу словами.

 

                                 По тропинке дальше мы пройдем!

 

                                 Весны приметы мы найдем!

 

 

 

Останавливаются возле ширмы, на которой развешены картинки с птицами. Из-за ширмы появляется сорока.

 

Ежик: Здравствуйте ребята!

 

Дети: Здравствуй, ежик!

 

Психолог: Ежик, тропинка нас привела к тебе, мы пришли к тебе за помощью, нам нужно найти еще одну  примету весны. Помоги нам.

 

Ежик: Хорошо.  Ребята, вы знаете, что некоторые птицы осенью улетают в теплые края, потому что они боятся сильного холода и снега. А весной, когда пригреет солнышко и станет тепло, эти птицы возвращаются в  родные края.  Назовите, мне каких вы знате перелетных птиц?

 

Предполагаемые ответы детей: Грачи, скворцы, ласточки, утка, кукушка.

 

Ежик: Молодцы ребята. А теперь я вам предлагаю развесить картинки с перелетными птицами на доске, по моей инструкции.

 

Ежик: Держите первую картинку. Кто это?

 

Дети: Скворец!

 

Ежик: Эту птицу повесьте в правый верхний угол.

 

Ежик: Возьмите следующую птицу. Это кто?

 

Дети: Это ласточка!

 

Ежик: Правильно. Ее повесьте в левый нижний угол.

 

Ежик: Держите следующую птицу. Это кто?

 

Дети: Это кукушка!

 

 Ежик: Кукушку повесьте в правый нижний угол.

 

Ежик: Возьмите четвертую птицу! Это кто?

 

Дети: Это грач!

 

Ежик: Эту птицу повесьте в левый верхний угол.

 

Ежик: И держите пятую птицу. Кто это?

 

Дети: Это утка!

 

Ежик: Утку повесьте в центр доски!

 

 

 

Ежик: Молодцы ребята! С этим  заданием вы справились! Но у меня для вас есть еще одно задание. Предлагаю вам нарисовать лесных жителей двумя руками одновременно. Проходите, садитесь за столы!

 

Дети садятся за столы и рисуют картинки лесных жителей.

 

Ежик: Какие вы молодцы! В награду держите примету весны.

 

Дети: Спасибо сорока!

 

Дефектолог: Ребята, скажите, сколько примет мы с вами  собрали.

 

Дети: Пять.

 

Дефектолог: Предлагаю вам их собрать в одну целую большую картинку, и рассказать зайчику о приходе весны и ее приметах.

 

Дети собирают картинку с приметами из фрагментов.

 

Психолог: Зайка, мы с ребятами прогулялись по лесу и собрали приметы весны. Внимательно послушай, что тебе расскажут ребята!

 

Дети рассказывают зайке о приметах весны.

 

Голос зайца: Спасибо вам большое ребята! Вы мне очень помогли. Теперь я буду знать приметы весны и всегда ждать ее наступления.

 

Педагог: Пожалуйста зайка. Всегда помни о них и никогда не забывай.

 

Педагог: Ребята, а  нам пора возвращаться в детский сад. Назад мы с вами тоже полетим на волшебном облаке! Подходите все ко мне.

 

Педагог и дети :

 

                                                Ты подуй в свои ладошки,

 

Покружись затем немножко,

 

Попадем мы в детский сад ,

 

                                                 Где полным-полно ребят.

 

Психолог: Ребята, вот мы с вами  и оказались в детском саду! Если вам понравилось гулять по лесу  и искать приметы весны достаньте из корзины веселое солнышко, а если не понравилось достаньте из корзины грустное солнышко. Ваши солнышки заберите себе на память о нашем путешествии.

 

      Подведение итогов .