+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Былины как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников

Автор: Лесина Людмила Тимофеевна

Былины как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников.

Лесина Л.Т. ст.воспитатель первой категории

МАОУ «Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого» детский сад «Сказка»

         Духовно-нравственное становление человека и формирование патриотизма как личностного образования осуществляется под влиянием различных факторов, существенное место среди которых занимает целенаправленное воспитание. Ряд специалистов важным условием его эффективности считают приобщение детей к народной культуре, формирование представлений о родном доме, детском саде, родном городе и странах мира.

          Былины – это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Этот жанр существует только в русском фольклоре. Былины – хранилище традиционных ценностей русского народа. Среди них – сохранение памяти о предках, поддержание традиций, почитание старших, забота о детях, бережное отношение к земле. Они воспевают лучшие человеческие качества: трудолюбие, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга, достоинство, смелость, отвагу. В свете задач духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников особый интерес представляют героико-патриотические (богатырские) былины, пронизанные идеями нравственности и патриотизма, в них отражена борьба за свободу, честь и независимость. Героем подобных былин – богатырь – человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги в борьбе с внешними врагами. Богатыри всегда побеждают захватчиков, отличается не только силой, но и ловкостью, смекалкой. Несмотря на то что былины не были жанром детского фольклора, их рассказывали детям, чтобы воспитывать подрастающее поколение на примерах подвигов богатырей, внушать веру в победу добра над злом, надежду в условиях борьбы с врагами. Важно, что один из самых могучих богатырей, идеал народа – Микула Селянинович – был мирным пахарем. Ребёнку не в полной мере понятен глубинный смысл былин, но их содержание и способ его подачи вызывают стремление подражать главным героям, быть похожим на них. Чтобы былины выполняли свои воспитательные функции, педагогу необходимо разработать стройную систему ознакомления детей с данным жанром фольклора, подобрать различные способы погружения в мир былины. При ознакомлении дошкольников с былинами используется комплекс взаимосвязанных методов обучения:

- наглядные (рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов быта, национальной одежды и обуви; просмотр видео- и мультипликационных фильмов);

- словесные (чтение и обсуждение фрагментов былин, подбор пословиц и поговорок, передающих их содержание и идеи, беседы о прочитанном);

- практические (участие детей в инсценировках, выполнение моделей предметов быта и вооружения богатыря с использованием различных техник и др.) при ознакомлении с былинами используются традиционные формы организации детской деятельности.

         Среди основных форм работы:

- чтение (вниманию дошкольников предлагаются былины в пересказе, дается пояснение незнакомых детям слов, выражений, основной упор делается на эмоциональное восприятие); просмотр фрагментов мультипликационных фильмов (Илья Муромец и др.)

- рассматривание картин и иллюстраций (по методике Э.П.Коротковой)

- слушание музыкальных произведений, литературно-музыкальных композиций;

- участие в театрализованных играх и представлениях;

 - чтение и обсуждение пословиц и поговорок, позволяющих лучше понять смысл событий былины;

- экскурсии (в том числе виртуальные) в краеведческий музей и др.

        Ознакомление старших дошкольников с былинами осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе работы с былинами необходимо создать атмосферу заинтересованности, познакомить детей с этим жанром народного творчества, её героями, сюжетами, с упоминаемыми в ней предметами и аспектами быта наших предков. Большое значение имеет состояние развивающей предметно-пространственной среды ДОО, её соответствие задачам воспитания дошкольников.

        Необходимо создать игровые уголки для творчества с использованием старинных предметов быта, одежды, подготовить книги и альбомы для рассматривания, народные игры и игрушки. Педагогами может быть организована совместная с детьми и родителями изготовление игрушек, сопровождая эту работу рассказами о связанных с ними народными традициями. Кроме того, ознакомление дошкольников с предметами быта может осуществляться в модифицированных воспитателем сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Детский сад» и др.

          На основном этапе дети знакомятся с адаптированными текстами по книге «Русские богатыри» былины в пересказе для детей И.В.Карнауховой». для обеспечения восприятия содержания былин и воспитательного эффекта организуется просмотр иллюстраций, репродукций картин, мультипликационных фильмов, слушание музыкальных произведений.

Педагог поддерживает интерес детей к изготовлению поделок, обыгрыванию их с помощью сюжетов, подготовке представлений для младших дошкольников, созданию выставок.

        Заключительный этап подразумевает приоритет самостоятельной деятельности детей, в которую они переносят все то интересное, что было освоено ими в ходе совместной деятельности со взрослыми.

В ходе наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, в которую они переносят все то интересное, что было освоено в ходе совместной деятельностью со взрослыми, воспитатель видит, как дети применяю приобретенные в результате ознакомления с былинами знания, словарный запас, как меняется их поведение. При условии проведения систематической целенаправленной работы «ростки жизненной мудрости», которые содержатся в былинах, обязательно должны прорасти и дать свои плоды. Былинные герои вызывают восхищение, демонстрируют образцы нравственного поведения, патриотизма, помогают воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.

 

Литература:

1.     Народная художественная культура. Учеб.пособие под редакцией Т.И.Баклановой, Е.Ю.Стрельцовой.М.,2002.

2.     Русские богатыри: былины в пересказе И.В.Карнауховой. Л., 1974.

3.     Тимофеева Л.Л., Потапова Т.В. Былины как средство патриотического воспитания дошкольников// Детский сад: теория и практика.2017.№11. С. 58-66.