Тактильные книги в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения и речи
Автор: Пилипенко Олеся Юрьевна
Термин «ТАКТИЛЬНАЯ КНИГА» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «ТАКТИЛЬНЫЙ», как «ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ».
По своей сути, тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями. Она может иметь разнообразные варианты исходя из особенностей возрастных категорий ее пользователей. Учитывая возрастные особенности детей с нарушением зрения и время наступления дефекта, тактильные издания можно условно разделить на три уровня:
1. Для самых маленьких – должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка – одеванием, умыванием, едой. Их задача – сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.
2. Для среднего дошкольного возраста – должен быть использован простейший сюжет (любимая и знакомая на слух сказка, иллюстративный материал), рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знания, однако у ребенка уже должен быть накоплен запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объектом.
3. Для старших дошкольников и младших школьников. На иллюстрациях уже может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем.
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальцами), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами.
С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Главная функция тактильных книг – помощь в обследовании и восприятии окружающего мира. Широкое использование данных книг в учебно – коррекционном процессе позволяют детям с нарушениями зрения и речи приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт, развивать сенсорные и умственные способности, мелкую моторику, активизировать уровень словарного запаса, интонационной выразительности через речевые и голосовые характеристики героев и их действий, развивать связное высказывание, абстрактное мышление, а так же способствуют формированию у ребенка интереса к книге.
Тактильные книги делятся на 2 вида: дидактические и ассоциативные, которые в свою очередь подразделяются на:
Дидактические (в помощь обучению; предметные; тематические; игровые)
Ассоциативные (книги – сказки; сюжетные).
В настоящее время несколько западноевропейских стран занято производством тактильных книг. Каждая из них имеет свой подход, свои наработки. Однако эти книги несут в себе один существенный недостаток: пластик - материал не живой, он не подходит для работы с самыми маленькими читателями. Поэтому некоторые страны, такие как Финляндия и Швеция разработали новый стандарт тактильной книги – дошкольников. Это - разноцветные книги с рисунками, выполненными из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу.
В нашем ДОУ имеются для детей с нарушением зрения подобные фабричные тактильные книги. В России первооткрывателями по изданию тактильных книг явилась Санкт – Петербургская библиотека для слепых и слабовидящих детей. Издание этих книг малочисленно и затратно, поэтому купить их практически невозможно.
Мы же решили создать свои тактильные рукодельные книги в которых использовали различные виды рукоделия: вышивка, вязание крючком или спицами, мягкая игрушка, бисер соленое тесто и т. д.
Каждая книга уникальна и требует индивидуального подхода и воплощения. При выборе темы мы, прежде всего, руководствуемся интересом ребенка и ориентируемся на определенный образ.