+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в выпускной группе "Друг в беде не бросит

Автор: Васильева Лидия Михайловна

Тема « Друг в беде не бросит»

 

Цель. Создание условий для усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребе       нка.

Задачи.  

Обучающие. Способствовать формированию умения осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения. Познакомить с новой пословицей о дружбе «Сам пропадай, а друга выручай».

Развивающие. Развивать проектную деятельность. Закрепить в памяти правила дружбы, пословицы и поговорки о дружбе. Развивать умение  правильно применять пословицы и поговорки. Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Воспитывающие. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. 

Словарная работа. Активизировать речь детей  словами: добрый, прекрасный, хороший, надёжный, замечательный.

Методы и приёмы.

1.Игра «Комплименты»

2. Сюрпризный момент – появление Незнайки

3.Проблемная ситуация

4.Проговаривание правил дружбы

5. Чтение сказки С. Михалкова «Как друзья познаются».

6.Беседа по содержанию прочитанного

7.Пословицы и поговорки о дружбе

8.Пение песни «Настоящий друг». Б. Савельева

9. Игровое упражнение «Как общаться со своими друзьями?

10. Оформление альбома для Незнайки «Умей дружить»

11.  Рефлексия

Материал к занятию. Ноутбук, видео с изображениями хороших и плохих поступков, фотоальбом или папка с файлами, картинки хороших и плохих поступками, картинки животных к сказке С. Михалкова «Как друзья познаются»;  минусовка песни «Настоящий друг». Б. Савельева

Ход занятия.

Сидя в кругу, все берутся за руки.

Воспитатель. Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу, от этих улыбок нам всем становится хорошо. Глядя в глаза соседу, скажем ему несколько добрых слов, за что-то похвалим. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. (При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное», показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

(Волшебный звук, на экране появляется грустный Незнайка)

Воспитатель. Незнайка, что ты такой грустный, даже не поздоровался.

Незнайка. У меня беда, а вы не поздоровался! Никто  из детей со мной не хочет играть. Я не понимаю, почему? Все говорят что я плохой друг, то каких то правилах дружбы, говорят, что я не умею дружить. А я не знаю, что это за правила дружбы. Мне плохо, мне скучно одному. Может вы научите меня дружить.

Воспитатель. Ребята, поможем Незнайке. Но сначала скажите мне, кто это друг?

Дети. Друг – это самый близкий человек, с которым интересно, который всегда поможет, защитит, поддержит.

Воспитатель. Верно. Дружба бывает между детьми, между взрослыми. А бывает ли дружба между взрослым и ребенком?

Воспитатель. К сожалению, не каждая дружба длится долго. Иногда дружба распадается. К сожалению, в жизни часто встречаются люди, у которых нет друзей. Они одиноки, от этого обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Незнайка, тоже остался без друзей. Хотите узнать, почему это случилось?

Незнайка, расскажи нам, что такого ты сделал, что все друзья отвернулись от тебя?

Незнайка. Ну, что я такого сделал. Ну играли мы с Самоделкиным. Я забрал большую часть конструктора, ведь я строил большой мост через широкую реку. А он дай, пожалуйста, да дай пожалуйста. Я ему сказал, пусть подождет, пока я построю. Что останется, то и отдам? У меня большой, красивый мост получился. А у Самоделкина маленький. Ну я посмеялся над ним. А он сказал, что я не умею дружить и ушёл.

Воспитатель. Как поделил Незнайка строительный материал?

Ребёнок. Он взял себе большую часть конструктора, а Самоделкину отдал меньшую часть?

 Воспитатель. Справедливо ли он поступил

Дети. Он поступил несправедливо.

Воспитатель. Почему, как вы считаете?

дети. Потому что друзья делят всё пополам? Справедливое ли предложение подождать, пока он построит. Что останется, то и отдаст?

Дети. Нет.

Воспитатель. Какое правило дружбы нарушил Незнайка?

Дети. - Делись с другом. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

Воспитатель. Иди в наш круг. Ребята, посмотрите, какое настроение у Незнайки?

Дети. Он грустный, печальный, озабоченный.

Воспитатель. Как можно поднять ему настроение?

Дети. Давайте все улыбнемся ему, скажем что–то хорошее, ласковое.

Дети. . Как хорошо, что ты пришёл к нам. Какая у тебя красивая шляпа. Какой ты интересный.

Воспитатель. Посмотрите, как заулыбался Незнайка.

Оставайся на нашем занятии. Ребята, а мы подумаем, чем мы можем помочь Незнайке.

Ребята. Познакомим его с правилами дружбы.

Воспитатель. Давайте вспомним их. А ты Незнайка внимательно слушай и запоминай.

 Правила дружбы перечисляют дети.

- Делись с другом. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

- Помогай другу. Если умеешь что-то делать – научи его.

- Останови друга, если он делает что-то плохое.

-Если друг не прав, скажи ему об этом.

- Не ссорься, не спорь по пустякам;

-Играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;

-Не завидуй – радуйся успехам товарища вместе с ним.

-Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Много правил вы вспомнили. А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом дружбы. Я расскажу вам одну сказку, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья.

Чтение сказки С. Михалкова «Как друзья познаются».

Сговорились лиса, бобёр и кабан ( выставляются картины животных)пойти в дальний поход. По лесам, по горам побродить – новые места посмотреть.

Собрались они и пошли. Шли, шли – дошли до речки. Через речку мостик перекинут. Втроём не пройдёшь, надо по одному перебираться.

– Ступай ты первый! – сказал бобру кабан. – Ты старше, тебе почёт!

– Правильно! Пусть бобёр первый идёт! – согласилась лиса.

Бобёр пошёл. Вдруг мостик под ним провалился, и бобёр полетел в воду.

– Ах, беда! Беда! – завопила лиса. – Кабан, прыгай в воду! Спасай бобра! Пропадёт наш бобёр! Скорей! Скорей!

– Сама за ним прыгай! – прохрюкал кабан. – Я бы рад, да боюсь в холодной воде простудиться!

– Спасибо, друзья! Я уж как-нибудь сам! Я ведь плаваю! – послышался из-под мостика голос бобра.

Вылез бобёр на берег, откашлялся, отряхнулся.

– Вот и чудесно! – обрадовалась лиса и кабан. – Пошли дальше!

Ну, нет! – твёрдо сказал бобёр. – С вами я никуда не пойду!.. Почему?

Воспитатель. Как вы думаете, почему Бобёр не захотел идти дальше вместе с Лисой и кабаном? Почему Кабан сказал: «Ты иди первым, ты старше, тебе почёт»? Помогла ли Лиса хоть чем-нибудь Бобру? Почему же она закричала: «Кабан, спасай Бобра, пропадёт наш бобёр»? Как же поступают настоящие друзья. А вы хотели бы иметь таких друзей . Я тоже не хотела бы. Поэтому новое правило звучит так: «Если друг попал в беду – помоги ему, чем можешь.» Давайте все вместе повторим. Я знаю  вот такую поговорку  «Сам пропадай, а друга выручай» Как ты понимаешь эту пословицу? (Ребёнок отвечает)

Воспитатель. Ещё какие пословицы о дружбе вы знаете?

Дети. Человек без друзей, что дерево без корней. Человек не может жить без друзей. Друзья помогают в жизни, всегда придут на помощь. С ними весело и хорошо

Чем сердиться, так лучше помириться.

Человек без друзей, как птица без крыльев

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кот правду скажет.

Друзья познаются в беде.

Приятелей много, а друга нет.

Воспитатель. Здорово. Незнайка повеселел. Давайте споём для Незнайки песню о дружбе..

«Настоящий друг». Б. Савельева

1.Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит-

Вот что значит настоящий

Верный друг.

2.Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придёт на помощь-

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Воспитатель. Молодцы. Чтобы всегда жить в мире со своими друзьями как лучше с ними общаться?

Чаще улыбаться или быть сердитым и серьезным.

Говорить о себе или слушать друга.

Называть друга по имени или по фамилии.

Говорить о том, что интересно другу или говорить о том, что интересно тебе.

Признавать свои ошибки или скрывать их, указывая на ошибки других.

Вести себя так, как тебе хочется или вести себя со своим другом так, как ты бы хотел, чтобы он вёл себя с тобой.

Незнайка. Спасибо вам ребята. Я побегу к себе во двор. Попробую помириться с Самоделкиным.

Воспитатель. Незнайка, не торопись. А что если мы тебе приготовим альбом «Умей дружить» с картинками, чтобы ты не забыл правила дружбы.  Ребята, выберите,  пожалуйста по одной картинке,  где изображены поступки настоящих друзей. (Дети выбирают картинки , вставляют в альбом и дарят Незнайке)

Незнайка. Спасибо вам. А можно к вам еще прийти. Мне очень хочется узнать о правилах поведения в общественных местах. Потому что мне сказали, что я не умею себя вести.

Воспитатель. Приходи мы готовы тебе помочь.(Волшебный звук и Незнайка исчезает с экрана).

Воспитатель. Ребята, что нового мы узнали? Как помогли Незнайке?


 

Список использованной литературы.

1.Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Москва ТЦ СФЕРА, 2003г.

2.Алябьева Е. А «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет» Москва ТЦ СФЕРА, 2009г.

3.Дорофеев Ю. Г. «Уроки этики» Москва – Синтез 1998.

4.Курочкина И. Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» Москва «Просвещение» 2007г.

5. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

6. Семенака С. И. «Уроки добра» - Москва АРКТИ, 2005г.

7. Т. Шорыгина “Этикет для малышей” М. Прометей. 2003 г..

8. 4.Т.А. Шорыгина “Вежливые сказки” - этикет для малышей.