+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие мелкой моторики как способ успешного усвоения программного материала" (из опыта работы)

Автор: Переверза Нина Ивановна

Развитие мелкой моторики – как способ  успешного усвоения программного материала

(обобщение педагогического опыта)

Как известно, нервные окончания находятся на кончиках пальцев и психологи доказали, что каждый палец  или  часть его фаланга  соответствует определённому органу.

Я, как учитель начальных классов, пользуюсь многими упражнениями для развития мелкой моторики, что является  доказательством лучшего усвоения программного материала. В данный момент  приходится пользоваться такими упражнениями, так как третья часть обучающихся класса имеют статус детей с ОВЗ.

Пальчиковая гимнастика – это само собой, поэтому на этом останавливаться не стоит. По этому вопросу можно много найти в Интернете, в тетрадях на печатной основе, в заданиях учебников: обводка, штриховка, приёмы конструирования,  работа с пазлами,  разрезные картинки, рисование фигур по клеточкам, копирование геометрических фигур и т.д.  Причём  у многих  не хватает времени на эти задания, но всё-таки их необходимо выполнять, они необходимы.  А я хочу поделиться своими методами, именно теми, которые очень нравятся детям и дают положительный результат.  

Начнём с пуговиц. У наших мам, бабушек   много разных пуговиц, которые им и не нужны. Они просто их собирают, хранят по привычке: а вдруг куда пригодятся. У меня их большой запас.

Упражнения:

1.Разложите по размеру: маленькие – большие.

2.По цвету: белые, чёрные, цветные.

3.Выбери только красные (жёлтые, синие и т.д.)

4. По форме.

5.По отверстиям (с 4-мя, с 2-мя).

6.С ушками, без ушек.

Можно давать задания в парах, группах. Подобные  задания мы выполняем, когда столы соединены по 2, по 3, по 4. Какая группа быстрее  справится, та и победила.

Здесь же используется и счёт. Сколько? На сколько?  (Слайд №2).

Используем  полянку с пуговицами,  которую нужно украсить цветами  (пристегнуть цветочки). Цветочки должны быть из прочной ткани с отверстиями. Дети научатся не только застёгивать пуговицы, украшая полянку, но и выполняют  различные задания  на скорость по математике, русскому и т.д., соревнуясь рядами, группами (Слайд №3)

Несколько лет назад в своей работе я начала использовать семена и косточки растений вишни, сливы, абрикоса, персика. Подойдут и семена тыквы,  арбуза, подсолнуха, гороха, фасоли. На пластилиновой основе выполняем различные аппликации (Слайд №4).

В работе также пользуемся и бусами различными по форме и цвету.      Пластилин размазываем на крышечках от майонеза, разовых тарелочках: пластиковых или бумажных (Слайд №5).

Если это дети раннего возраста, то советую на пластилин нанести шаблон, который будет являться контуром. Это может быть зайчик, кошечка, птичка и др. Дети любят работать над аппликацией  с изображением животных. Сложнее выполнить орнамент. Его делают круговым, ленточным, в квадрате, в прямоугольнике и желательно, начинать с середины, чтобы получить положительный результат.   У всех получается красиво. Задача учителя (воспитателя) помочь выбрать цвет пластилина, чтобы фон не сливался с аппликацией. Конечно, хотелось, чтобы изготовленные панно ещё  имели и свою функциональность и практичность. Значит, берём красивые фигурные стеклянные баночки от кофе, сока и т.д. и засыпаем поочерёдно семена различные по форме и цвету, наклоняя в разные стороны баночку, бутылочку и т.д. Точно также мы с детьми работаем и с солью, перекрашенной в разные цвета. Дарим мамам на день Матери, 8 Марта семена и подсвечники (из соли) (Слайд №6). В 1 классе на уроке окружающего мира по теме: «Что общего у разных растений?» проводим игру «Угадай, от какого растения косточка (семя)?». Угадываем на ощупь. Глаза не завязываем, а используем медицинские маски.

На уроке окружающего мира в 1 классе есть такая тема: «Что у нас под ногами?»  На экскурсии мы собираем камешки. Придя в класс, раскладываем их по форме, размеру, цвету (Слайд №7). Затем работаем в парах: составляем узор из этих камней и зарисовываем получившийся узор в тетрадь. Используем и крашеные опилки.

Пластилиновые шарики, которые продаются в магазинах, стоят дорого. Мы с детьми скатываем их сами, сортируя  по цвету. Работая в группах, используем  разные цвета для аппликации.  Для  наклеивания подходят картинки из раскрасок, рисунки от обложек альбомов для рисования, картона, цветной бумаги.  Но основа должна быть твёрдой. Изготовленные работы дети используют для подарков родителям, бабушкам, друзьям. Значит,  изготовленные  предметы имеют и  практическое применение. (Слайды №8,9) .

Нравится ребятам работать с мелко нарезанной пряжей, причём резать хотят сами (Слайд №10).

Очень нравится ребятам работать с мелкими игрушками  киндер-сюрпризов. При помощи данных игрушек   учимся  понимать и ориентироваться в пространстве.   

На уроке математики дети получают расчерченный на квадратики (3×3) лист А4 и домики небольшого размера  (крыша – треугольник, стены - квадрат, окна – прямоугольники), дерево (из картона)

Задание:

-Поставьте игрушку в нижний правый угол листа, переставьте её на 2 клеточки вверх, теперь на 5 клеточек влево, на 3 клеточки вверх, на 3 клеточки вправо, на 2 клеточки вниз. Работа закончена. В этом месте и будет  домик для вашей игрушки (Слайд №11).

-Поставим домик и расскажем, какие геометрические фигуры использованы для его изготовления.

Учитель ставит домик на расчерченный  (8×8) на доске ватман. Дети сверяют с образцом.

-Теперь посадим дерево. (Один из детей даёт задание). Сверяем с образцом.

Задания могут быть разные:

На какой цветок сядет бабочка? (Слайд №12)

С какого дерева упал листик?

Какую рыбку поймает рыбак?

Для порядкового счёта используем прищепки. Дети получают формы ладошки, изготовленной самостоятельно. Задания:  пятый пальчик, считая слева, защепите  красной прищепкой, третий справа - синей, пальчик перед ним жёлтой, между красной и синей – зелёной прищепкой.     При помощи модели руки изучаем состав чисел (Слайд №13).

Используем одну ладонь и два цвета прищепок прищипываем к каждому пальчику прищепку. Получается у всех по-разному. Так учим состав числа 5 и делаем вывод:

5 – это 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, 1 и 4.

 Используя две ладони, можно изучать и состав других чисел  (Слайд №14).

 Составляем узор на ниточке из геометрических фигур (фигуры с отверстиями от дырокола), используя понятия слева от круга, справа от квадрата, между треугольником и кругом и т.д. (Слайд №15)

Данные упражнения связаны с действиями рук и пальчиков. Дети не только любят работать руками, создавая различные конструкции и изображения, но и наглядно видят  своё творчество, развивая мышление, воображение, представление, память, фантазию, интерес к учению, усидчивость.

Стоит попробовать!  Не пожалеете!