Театральная игра как средство развития связной речи
Автор: Заворина Татьяна
Театрализованная игра – как средство развития речи.
Театр любят все: и взрослые и дети. Общеизвестно, что театр – мощное педагогическое и психотерапевтическое средство.
В настоящее время актуально разнообразное использование театрального искусства в воспитательно – образовательном процессе детского сада. Собственно театр, формируясь как культурно - информационное и культурно -образовательное пространство, прежде всего развевает речь и воспитывает зрителя, т.е человека, способного стать соучастником в создании художественного образа.
Учитывая исключительное значение речи в развитие ребенка, понимая и принимая специфические особенности развития детей, необходимо использовать в воспитательно – образовательном процессе систему игр, упражнений, в частности театрализованных.
Театрализованные игры выступают эффективным средством социально – эмоционального, речевого, и художественно – эстетического развития дошкольников, всесторонне обогащает его опыт, активизирует интерес к искусству, способствует раскрытию и развитию творческих способностей детей. Использование театральных приемов на занятиях по развитию речи, рассматривается как метод разностороннего развития дошкольников. Эффективность этого метода подчеркивается путем сопоставления возрастных психологических особенностей восприятия речи и речевого творчества детей.
Для эффективного развития речи нужны:
– речевая среда
– речевая активность;
– речевая практика самих детей.
Детская литература, занимая важное место в жизни дошкольника, играет огромную роль в становлении его личности и имеет большое значение для эмоционального, нравственно- эстетического, интеллектуально-речевого развития ребенка. На занятиях, в кругу семьи необходимо читать детям сказки, рассказы, стихотворения, содержание которых должно вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное, доставлять им радость, вызвать желание участвовать в обсуждении прочитанного, в рассматривании и создании иллюстраций к тексту, в драматизации произведений. Повторяя в игре мотивы любимых сказок, дети как бы переживают значимые для них ситуации. И задача педагога - обратить внимание дошкольников на средства художественной выразительности, научить использовать их, так как выразительное чтение, игра- драматизация необходимы для развития речи
В ходе игровых упражнений т.е драматизации, беседы, чтения и обсуждения произведения у детей идет формирование и развитие интереса к соблюдению правильного произношения, интонационного рисунка, интонационной выразительности в соответствии с текстом и характером произведения; а также развитие умений и способностей в устной форме выражать свои мысли и чувства, уметь рассказывать и пересказывать основное содержание произведения, интересного случая из своей жизни.
Театрализация может стать дополнительным и эффективным средством в использовании многих приемов по развитию речи детей. Пересказ, рассказ, беседа используют специфические приемы как игра – драматизация, инсценировочный пересказ.
Игра имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы детям в повседневной жизни.
Есть ряд игр и хороводов, где текст чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза рогатая», где не достаточно прочитать, но нужно и проиграть, чтобы донести до слушателя все богатство интонации.
Очень эффективный прием – чтения в лицах (по ролям). Воспитателю нужно как можно шире использовать для этого короткие стихотворения, потешки, шутки.
В играх – драматизациях, спектаклях, настольного театра при передачи прямой речи прекрасно тренируются умение детей пользоваться простейшими интонациями.
Весь речевой материал который используется в театральных играх, должен быть доступен детям как в смысловом, так и в произносительном и эмоциональном плане.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.