+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Театральная игра как средство развития связной речи

Автор: Заворина Татьяна

Театрализованная игра – как средство развития речи.

 

Театр любят все: и взрослые и дети. Общеизвестно, что театр – мощное педагогическое и психотерапевтическое средство.

В настоящее время актуально разнообразное использование театрального искусства в воспитательно – образовательном процессе детского сада. Собственно театр, формируясь как культурно - информационное и культурно -образовательное пространство, прежде всего развевает речь и воспитывает зрителя, т.е человека, способного стать  соучастником в создании художественного образа.

Учитывая исключительное значение речи в развитие ребенка, понимая и принимая специфические особенности развития детей, необходимо использовать в  воспитательно – образовательном процессе систему игр, упражнений, в частности театрализованных.

Театрализованные игры выступают эффективным средством социально – эмоционального, речевого, и художественно – эстетического развития дошкольников, всесторонне обогащает его опыт, активизирует интерес к искусству, способствует раскрытию и развитию творческих способностей детей. Использование  театральных приемов на занятиях по развитию речи, рассматривается как метод разностороннего развития дошкольников. Эффективность этого метода подчеркивается путем сопоставления возрастных психологических особенностей восприятия речи и речевого творчества детей.

Для эффективного развития речи нужны:

  речевая среда

  речевая активность;

  речевая практика самих детей.

Детская литература, занимая важное место в жизни дошкольника, играет огромную роль в становлении его личности и имеет большое значение для эмоционального, нравственно- эстетического, интеллектуально-речевого развития ребенка. На занятиях, в кругу семьи необходимо читать детям сказки, рассказы, стихотворения, содержание которых должно вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное, доставлять им радость, вызвать желание участвовать  в обсуждении прочитанного, в рассматривании и создании иллюстраций к тексту, в драматизации произведений. Повторяя в игре мотивы любимых сказок, дети как бы переживают значимые для них ситуации. И задача педагога - обратить внимание дошкольников на средства художественной выразительности, научить использовать их, так как выразительное чтение, игра- драматизация необходимы для развития речи

В ходе игровых упражнений т.е драматизации, беседы, чтения и обсуждения произведения у детей идет формирование и развитие интереса к соблюдению правильного произношения, интонационного рисунка, интонационной выразительности в соответствии с текстом и характером произведения; а также развитие умений и способностей в устной форме выражать свои мысли и чувства, уметь рассказывать и пересказывать основное содержание произведения, интересного случая из своей жизни.

Театрализация может стать дополнительным и эффективным средством  в использовании многих приемов по развитию речи детей. Пересказ, рассказ, беседа  используют специфические приемы как игра – драматизация, инсценировочный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              пересказ.

Игра имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы детям в повседневной жизни.

Есть ряд игр и хороводов, где текст чаще всего фольклорный,  произносится с особенно яркими интонациями: «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза рогатая», где не достаточно прочитать, но нужно и проиграть, чтобы донести до слушателя все богатство интонации.

Очень эффективный прием – чтения в лицах (по ролям). Воспитателю нужно как можно шире использовать для этого короткие стихотворения, потешки, шутки.

В играх – драматизациях, спектаклях, настольного театра при передачи прямой речи прекрасно тренируются умение детей пользоваться простейшими интонациями.                                           

 

Весь речевой материал который используется в театральных играх, должен быть доступен детям как в смысловом, так и в произносительном и эмоциональном плане.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.