+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста "Где прячется здоровье?

Автор: Гриценко Наталья Георгиевна

Тема: «Где прячется здоровье?».

 

Цель: формирование у детей представления о здоровье, как одном из главных ценностей в жизни.

 

Задачи:

1.Расширять представления детей о зависимости здоровья от выполнения элементарных правил сохранения собственного здоровья.

2.Развивать познавательный интерес, речь, способность устанавливать причинно - следственный связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

3.Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, создать радостное настроение у детей.

 

Предварительная работа: Рассматривание   энциклопедий,   иллюстраций;   чтение   художественной литературы, разучивание стихотворений о предметах гигиены, беседы о здоровье; составление описательных рассказов и рассказов из личного опыта, использование дидактических игр; работа с родителями.

 

Оборудование: модель солнца; емкости с водой, стаканчики, водолазы из картона; карандаши, бумага; фрукты, дощечки, ножи, фартуки; аудиозапись для сопровождения рисования, зарядки, приготовление фруктовых шашлыков.

 

Методы и приемы: беседа, рассматривание, сюрпризный момент, дидактические игры, опыт по теме: «Воздух»; слушание музыки.

 Ход НОД

1.Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас всех такими здоровыми и красивыми.

Дети: (становятся в круг)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Какое у вас настроение? (Ответы)

-Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Подойдите, поздоровайтесь и поделитесь с ними хорошим настроением. От наших улыбок стало сразу теплее.

Воспитатель: «Здравствуйте», - ты скажешь человеку. «Здравствуй», - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. В коротких словах приветствия заключено очень важное содержание, вы не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья.

- Ребята, а вы любите болеть? Болеть хорошо или плохо? Почему плохо? (Ответы)

Воспитатель: Действительно, бывает так, что дети и взрослые болеют, но надо очень стараться быть здоровым. И вот сегодня мы поговорим о здоровье. Расскажу я вам старую легенду: «Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть здоровым». Третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет челок с давних времен, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь дар богов.

Воспитатель: Значит, здоровье - то оказывается спрятано и во мне, и в тебе (3-4 ребенка), и в каждом из вас.

-Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? (Ответы)

Что значит быть здоровым? (не болеть, не кашлять; быть сильным; у здорового человека ничего не болит; у здорового человека хороший аппетит, здоровый сон; хорошее настроение и т.д.)

Каких людей называют здоровыми? (сильных, крепких, выносливых; тех, кто правильно питается, соблюдает режим дня, занимается спортом, не имеет вредных привычек)

Воспитатель: Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма. Каждый лучик - это правило, которое обязательно нужно выполнять. Если правила выполнять, солнце светит ярко и со здоровьем у нас все в порядке. (Воспитатель представляет модель солнца.)

В группу входит мальчик Чумазик. Дети здороваются с ним, он молчит.

Воспитатель: Мальчик, почему ты не здороваешься? Мальчик: Не хочу!

Воспитатель: Ребята, а зачем нужно здороваться? (Ответы)

Воспитатель: Мальчик, а почему ты такой грязный?

Мальчик: Ха-ха-ха! Я мальчик Чумазик, и мне быть чистым ник чему.

Воспитатель: Да ты можешь заболеть, у тебя такие грязные руки и лицо, а это значит у тебя много микробов.

Мальчик: А кто такие микробы? И почему я от них должен заболеть?

Дети: - Микробы - очень маленькие и живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо посмотреть в особый прибор -микроскоп (показ иллюстрации микроскопа).


-У микробов нет ни рук, ни ног, ни глаз. Это просто шарики или палочки. У некоторых есть хвостики, которые похожи на жгутики. Жгутики вращаются, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у большинства микробов этих жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают, как мячики, а там, где сухо - их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные.

-«Там, где грязь, живут микробы Мелкие, не увидать.

Их микробов очень много,

Невозможно сосчитать.

Мельче комаров и мошек

Во много тысяч раз.

Тьма невиданных зверушек

Жить предпочитают в нас.

Если грязными руками

Кушать или трогать рот,

Непременно от микробов заболит живот».

Мальчик (задумывается): - Ребята, а что нужно делать, чтоб не было микробов? (ответы)

Мальчик (смотрит на руки, плюет на них, трет): - Вот и все, я помыл!

Воспитатель: Ребята, мальчик правильно моет руки? (ответы)

Воспитатель: Я предлагаю вспомнить правила чистоты, которые обязательно нужно выполнять каждому человеку.

Дети: Каждое утро умываться, а вечером принимать душ или ванну перед сном;

Чистить зубы утром и вечером;

Следить за чистотой ногтей;

Следить за чистотой ушей;

Следить за чистотой носа, всегда иметь при себе носовой платок; Каждый день менять нижнее белье;

Обязательно мыть руки перед едой и после каждого посещения туалета;

Помнить, что предметы личной гигиены должны быть у каждого свои. Мальчик: А что это такое - предметы личной гигиены? Воспитатель: Ты пойди, пожалуйста, приведи себя в порядок, а тем временем, ребята нарисуют и покажут тебе предметы личной гигиены.

Мальчик уходит, приводит себя в порядок. Дети рисуют предметы
гигиены, дарят свои рисунки мальчику, сопровождая их стихами.
Мыло.

Всюду пена, пар и брызги,

Смех и радостные визги,

В мыле вся моя семья,

Хоть купаюсь только я.

Расческа.  

Я - волшебная расческа,

Я дружу с любой прической.

Все мне, братцы, по плечу,

Я украсить вас хочу.

Полотенце.       

Мягкое, пушистое, беленькое, чистое.

В душ возьми его с собой,

Будешь чистый и сухой.

Зубная щетка.    

Знает чуть ли не с пеленок

 Каждый маленький ребенок,

Что от всех зубных напастей

Помогает щетка с пастой.

 Неужели свои зубы по утрам и вечерам

 Ты зубной не чистишь пастой?

Это стыд, позор и срам!

Носовой платок

Должен быть всегда в кармане

 У Надюши, Бори, Тани,

Тети Веры, дяди Пети

И у всех людей свете,

Без него никак нельзя!

 Надо брать с собой, друзья,

В театр, парк или на каток

Чистый носовой платок.

Зеркало.   

Зеркало любит чистые лица,

Зеркало скажет: Надо умыться.

Зеркало охнет: Где же расческа?

Что же она не причешет ребенка?

Зеркало даже темнеет от страха,

Если в него поглядится неряха.

 

Мальчик: Спасибо, ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Я все понял и буду соблюдать правила чистоты. Можно я останусь у вас?

Воспитатель:   Конечно,   оставайся.   Теперь   вернемся   к   нашему солнышку и откроем первый лучик здоровья - чистота.

(Воспитатель на модели открывает лучик, дети читают название). Воспитатель: - Ребята, каких людей вы считаете сильными? (Ответы).

-        Какие виды спорта вы знаете? (Ответы).

-        А вы сами выполняете физические упражнения? Где? Когда? С кем? (Ответы).

-        Какая польза от физических упражнений? (Укрепляют здоровье, воспитывают волю, дарят бодрое настроение).

Где находится ваша сила? (Ответы).

Как вы тренируете мышцы своего тела? Кто хочет показать? (Дети, по желанию, выполняют упражнения)

 

Воспитатель: Какую пользу приносит зарядка, нам сейчас расскажут ребята:

1-й ребенок: По утрам зарядку делай,

Будешь сильным, будешь смелым.

2-й ребенок: Прогоню остатки сна, Одеяло в сторону! Мне гимнастика нужна, Помогает здорово.

3-й ребенок: Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкою с тобой

Будем заниматься.( Дети выходят, делают зарядку.)

Воспитатель: Посмотрите, сколько силы стало в ваших руках. Добавилось? Сразу видно «Силушка по жилушкам огнем бежит».

(Воспитатель на модели открывает второй лучик здоровья -физкультура.)

Воспитатель: Поиграть хотите, ребята?

Вы должны отгадать, что находится в этой коробочке (показывает коробочку).

(Дети определяют, что предмет «твердый, без запаха, холодный»).

Воспитатель: Кто догадался, что находится в коробочке? Ваши предположения (Ответы).

Давайте проверим (Воспитатель открывает коробочку и показывает льдинки). Возьмите эти кусочки и разотрите ими щечки. Сделайте несколько круговых движений кусочками льда по щечкам и промокните щечки салфетками. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Как думаете, что вы сейчас делали? (Закалялись). А почему у вас щечки стали розовыми? (Улучшилось кровообращение).

-Давайте еще вспомним виды закаливания. (Полоскание горда, обливание прохладной водой, хождение босиком по неровной поверхности, спать в проветриваемом помещении и т.д.)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего люди закаляются. (Ответы). Правильно, люди закаляются для того, чтобы научить свой организм сопротивляться вредным условиям (холоду, ветру, микробам), научить свой организм быть сильным, а значит здоровым.

(Воспитатель на модели открывает третий лучик здоровья - закаливание.)

Воспитатель: Чтобы узнать, как называется четвертый лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус. У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала? (Из картона). Он стоит на плоту. Опустите водолаза вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом и будем медленно погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите, он уже на дне. Как вы думаете, водолаз будет сухой или мокрый, когда мы его вытащим из воды? (Ответы). Медленно поднимаем стакан из воды, всплывает и наш водолаз. Проверьте, намок он или нет? Какой вывод мы сделали? Водолаз не намок. Почему? Потому что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не пускает во внутрь воду.

Воспитатель: Посмотрите, какого цвета воздух. (Бесцветный). Попробуйте, какого вкуса воздух? (Безвкусный). Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Да, чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

-Ребята, а зачем нам нужен воздух? (Ответы). Давайте проверим, поиграем в «Ныряльщиков». Делаем глубокий вдох, приседаем - не дышим -нырнули. Кому воздуха не хватает, встает, выныривает.

-Что вы почувствовали, когда были «под водой». (Ответы). Действительно, человек не может долго находиться без воздуха. Самое большее 5 минут. Без воздуха нет жизни на Земле.


Воспитатель: Без дыханья жизни нет, Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышит он, и я, и ты. Представьте, что мы оказались в лесу. Давайте насладимся ароматами леса и цветов.

«Аромат цветов». (Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят : «А-ах!»)

«Заблудился в лесу» (Дети делают вдох, на выдохе кричат: «А-у-У!»)

«Погреемся» (Руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести: «У-х-х!»).

Воспитатель: Мы выполнили дыхательные упражнения. Для чего они нужны? (Ответы).

(Воспитатель на модели открывает четвертый лучик нашего здоровья –воздух).

Воспитатель: Послушайте пословицу «Хочешь - не хочешь, а есть надо». Почему так пословица говорит? Зачем человеку еда? (Ответы).

В магазинах продают много разных продуктов. Если вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты? Давайте поиграем и узнаем, можно ли вам доверить домашнее хозяйство. Игра называется «Совершенно верно». Воспитатель:

-Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, и тогда ты точно будешь: зорок, строен и высок.

-Знайте дамы, господа - «Сникерс» - лучшая еда!

-Вот полезная еда: чипсы, пепси-кола, с ними точно вы всегда будете здоровы.

-Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и винегрет.

-Дает силы мне всегда очень жирная еда.

-Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже, и Ирине, - всем полезны витамины.

-От простуды и ангины помогают апельсины, ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

-Гамбургеры Лена ела и ужасно растолстела, хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

-Если хочешь быть здоров, правильно питайся, ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Воспитатель: Молодцы, обязательно расскажу вашим мамам, что вы знаете и умеете выбирать полезные продукты питания. Чтобы быть сильным, здоровым нужно кушать витамины. Они как солдаты охраняют наш организм от злых и вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена. Как их зовут? (Ответы). Где живут витамины? (Ответы).

Воспитатель: Витамин А очень важен для зрения и роста. Живет в оранжевых и красных овощах и фруктах. Назовите их


Витамин С защищает от простуды, укрепляет весь организм. Живет он во всем кислом (Ответы). А еще в капусте, редиске, луке.

Витамин Е необходим для здоровья нашей кожи и живет он в зеленых овощах и фруктах, зелени. (Ответы).

(Воспитатель на модели открывает пятый лучик нашего здоровья -полезная еда).

Воспитатель: А теперь порадуем наш организм витаминами, которые живут в этих фруктах (показывает яблоки, мандарины, бананы, киви). Я предлагаю сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. Сначала мы нарежем фрукты кусочками, затем будем их нанизывать на шпажки и красиво раскладывать на тарелочки.

(Дети моют руки, надевают фартуки, воспитатель помогает делать фруктовые шашлычки).

Воспитатель: Ваши шашлычки выглядят очень аппетитно и красиво. Но посмотрите, у нас остался неоткрытым еще один лучик здоровья. Хотите узнать, как он называется?

(Дети подходят к модели солнышка.)

Воспитатель: Внимательно посмотрите друг на друга. Почему у Саши сверкают глаза? Почему у Димы добрая улыбка? Почему вы все весело улыбаетесь? Какое у вас настроение? (Ответы).

«Хорошее настроение» - и есть имя последнего лучика (воспитатель на модели открывает лучик).

Воспитатель: Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что все старались (отметить каждого ребенка) и нашли, куда боги спрятали наше здоровье. А вот сможете ли вы сберечь его?

Напомним нашим гостям, как называется лучики нашего здоровья?

Чистота («Чистота — залог здоровья»)

Физкультура    («Кто    зарядкой    занимается,    тот    здоровья набирается»)

Закаливание («Смолоду закалишься - на весь век сгодишься»)

Воздух («Чтобы быть здоровым - нужен чистый, свежий воздух»)

Полезная еда («Полноценная еда для здоровья нам нужна»)

Хорошее настроение («Если будешь улыбаться, добрым будешь ты всегда. Тебе нечего бояться - жить ты будешь лет до 100»)

Воспитатель: я хочу вам пожелать: «Будьте здоровы!» А вы пожелайте это нашим гостям.

Дети (хором): «Будьте всегда здоровы». Дети угощаются «фруктовыми шашлычками».