Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы "Путешествие в лабораторию фиксиков
Автор: Наталья Сергеевна Ююкина
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы
Тема: «Путешествие в лабораторию фиксиков»
Форма НОД: научная лаборатория
Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие
Цель: Обобщение закрепление знаний и представлений детей о неживой природе – о воде; прививание интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять знания детей о воде;
-продолжать знакомить со свойствами воды;
-обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека;
- формировать речь детей;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.
Развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию; умение делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, взаимовыручку.
Методические приемы:
Словесные: эвристическая беседа, пояснение, рассуждение, повторение, поощрение, художественное слово
Наглядные: просмотр мультфильма
Практические: опыты.
Технологии: исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные , личностно-ориентированные, игровые.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о значении воды;
- чтение художественной литературы ( Н. Николаенко «Дождик- душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели» ) ;
- рассказ воспитателя «Откуда в кране вода?»;
- проведение отдельных экспериментов с водой;
- познавательная игра «Где, какая вода бывает»;
- просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе»;
- рисование «Путешествие к морю»;
- аппликация «Аквариум»;
- наблюдение на прогулках за изменением состояния воды (луж, снега и т.д.);
- совместное создание с детьми ЛЭП – бука на тему «Вода»;
- изготовление с детьми памяток буклетов на тему: «Берегите воду!»
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, когда я пришла в детский сад, мне сторож передал письмо, давайте посмотрим, что там в конверте. (Давайте) Смотрите что это! (достаёт письмо ) Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята! Мы , Фиксики, давно за вами наблюдаем и знаем, что вы проводите разные интересные опыты. Мы решили проверить как вы запомнили то, что делали на занятиях в вашей лаборатории и для этого приготовили для вас интересные задания. За каждое выполненное задание вы будете получать часть пазла, который вам нужно будет собрать. Ну что, вы готовы проверить свою сообразительность и смекалку?! Тогда вперед!!!»
Воспитатель: Ребята, Фиксики, приготовили для нас интересный мультфильм. Посмотрим? А теперь я предлагаю вспомнить что дальше произошло с капелькой по мнемотаблице.
1) Куда попала капелька? (На облако)
2) Потом какая стала капелька? (синяя)
3) Что потом произошло с капелькой? (Она снова превратилась в капельку воды и упала на землю дождем).
4) А на земле что с капелькой произошло? (Она через землю попала в подземный поток)
5) Потом куда поплыла капелька?(по реке и вернулась обратно в озеро).
Воспитатель: Молодцы замечательно справились с этим заданием, держите часть пазла.
2) Воспитатель: Переходим к следующему заданию. Ребята, а где живёт капелька? (в воде) А где же живет вода? (в морях, океанах, в реках)
Воспитатель: - Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что она соленая).
Воспитатель:- Правильно, в морской воде растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки.
Воспитатель:- Дети, как вы думаете, как называется вода в океане? Вода в океане называется океаническая. Повторите – океаническая.
Воспитатель:-А вот воду в реке как можно назвать по - другому? (речная). Воду в роднике? (родниковая) Какая вода в море? (морская). Какая в болоте? (болотная)
Воспитатель:- Ребята, подумайте, для чего нужна вода? Кому нужна вода?(Ответы детей: пьем, готовим, моемся, стираем, убираемся, поливаем цветы.)
Воспитатель:- Для каких животных вода – дом? (рыбы, киты, тюлени и т.д.)
Воспитатель:-Молодцы. Справились с заданием, держите часть пазла.
3) Воспитатель: Теперь следующее задание:
Воспитатель: Давайте подойдём к столам, на капельках написаны цифры, вам ребята надо соединить их по порядку и вы увидите у кого какая получилась геометрическая фигура.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь я буду загадывать вам загадки, а вы показывать мне правильные отгадки.
Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня... (круг) |
Если взял бы я окружность, С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно - Получился бы … (овал) |
Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, Ну пожалуй, и довольно - Что ты видишь....? (треугольник) |
Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его....? (квадрат) |
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат - … (прямоугольник) |
Превращать его умеем, Две вершины отведем. И трапецию имеем! Не трапецию, так … (ромб) |
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились, получайте следующую часть пазла.
4.Дидактическая игра: Раз, два три беги.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним в мультфильме «Круговорот воды в природе» вода какого состояния нам встречалась? (газообразного, жидкого) А какого ещё бывает состояния? (твёрдого) Ребята, смотрите, на стойках – домиках символы твёрдого, жидкого, газообразного состояния воды. На столах лежат карточки, возьмите их. Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка. Внимательно посмотрите, подумайте! Раз, два, три – беги! Дети занимают свой домик.
Воспитатель: Молодцы все правильно заняли свои домики. Ребята, посмотрите, на обратной стороне вашей карточки нарисована часть рисунка разного состояния воды, вам надо подумать и дорисовать рисунки. (дети дорисовывают) Ребята, скажите у кого какое состояние воды получилось.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка (под музыку)
Вода появляется из ручейка
Ручьи по пути собирает река
(идут змейкой)
Река полноводно течёт на просторе
Пока, наконец, не вливается в море
(выстраиваются в круг)
Моря пополняют запас океана
Над ним формируются клубы тумана
(приседают и поднимаются вместе с руками)
Они поднимаются выше пока
Не превратятся все в облака
(тянутся на носочках вверх)
А облака проплывая над нами
Дождём проливаются, сыплют снега
(поворот, бросательные движения руками)
Весной соберётся вода в ручейки
Они побегут до ближайшей реки
(идут змейкой)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы выполнили все задания держите последний пазл.
Воспитатель: Давайте теперь соберём наш рисунок из пазлов и узнаем какой опыт нам надо выполнить. (собирают пазлы)
Воспитатель: Ребята, что же у нас получилось (вода) Молодцы, значит с чем мы будем проводить опыты? (с водой)
Проведение опытов – экспериментов
Воспитатель: А где мы будем проводить опыты?( В лаборатории)
Воспитатель: В лабораторию ни в коем случае нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому что эксперимент может не состояться всего лишь из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это фартуки, маски.
( дети сами берут фартуки, нарукавники и одевают)
В: Ну вот теперь мы с вами стали похожи на ученых. Но прежде, чем приступить к нашим опытам, я хочу вам напомнить определенные правила, которые нужно четко соблюдать и выполнять. (По схеме дети повторяют)
1. Не кричать.
2. Внимательно слушать.
3. Не трогать без разрешения.
4. Соблюдать осторожность.
Ну и — проявлять смекалку!
Опыт №1: Вода не имеет запаха
Воспитатель:-Возьмите стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то пахнет? (нет)
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт №2: Вода жидкая
Воспитатель:- Возьмите два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему?( Потому что она жидкая). Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода – жидкая, может течь