+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Урок литературного чтения "Николай Георгиевич Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка

Автор: Колупанова Марина Николаевна

Урок литературного чтения

3 класс, «Планета знаний»

Тема урока: «Николай Георгиевич Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

Планируемые результаты:

предметные: соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать своё отношение к героям и авторской позиции, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; сжато пересказывать текст;

личностные: иметь представление об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней;

метапредметные:

- регулятивные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении художественного текста;

- познавательные: выделять существенную информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героя произведения, строить логические  рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей;

- коммутативные: учитывать мнения партнёров, отличные от собственных,  точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию,  корректно строить речь при решении коммутативных задач.

Ход урока

I.                Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

 - Улыбнитесь друг другу и нашим гостям! Приятного нам всем учебного дня!

- Начинаем урок литературного чтения!

II.             Определение темы и цели урока

     - Определим тему и цель сегодняшнего урока.

(Продолжим работу над темой «Николай Георгиевич Гарин Михайловский «Тёма и Жучка»)

Цель:

- определять основную мысль прочитанного;

- учиться сжато пересказывать текст, используя кластеры и план;

-  высказывать своё отношение к героям;

 - развивать логическое мышление, речь;

 - расширять кругозор.

III.  Расширение кругозора детей

-  Интересно ли вам узнать об авторе изучаемого произведения? Миша получил опережающее задание по подготовке небольшого сообщения о биографии Николая Георгиевича Михайловского. Надеемся, что он сейчас удовлетворит наш интерес.

(проверка опережающего задания)

-  Рассказ "Тема и Жучка" — только отрывок из большой повести писателя, которая называется "Детство Темы".
Герой повести, мальчик Тема, живет в большой городской усадьбе своего отца, где много слуг. Тема хороший, добрый и смелый мальчик, но его портит неправильное воспитание. Он дрожит перед выдуманными ужасами, хотя настоящая опасность его не пугает. 
Характер Темы ясно виден из рассказанного в этой книжке случая с Жучкой.

IV.     Актуализация знаний

   - Какое высказывание наиболее точно отражает главную мысль текста:

Сам погибай, а товарища выручай.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

С хорошим другом горы свернёшь, а с плохим горя хлебнёшь.

- Откуда эти слова: « Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»? ( Иван Сергеевич Тургенев «Воробей»)

- Можно ли их взять эпиграфом и к сегодняшнему уроку?

- Вспомните и скажите, как мы работали с текстом на прошлом уроке? Для чего нами была проделана эта работа?

V.       Проверка домашнего задания

Пересказ текста с использованием кластеров и плана.

Физкультминутка

(для улучшения мозгового кровообращения)

1.      И. П. сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать (4-6 раз, темп медленный).

2.      И. П. – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо. 2- и. п., 3 – поворот головы налево, 4 – и. п. (6-8 раз, темп медленный).

3.      И п. сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и. п., 3 -4 – то же правой рукой. (4-6 раз, темп медленный).

VI.          Работа над темой урока

- Для чего в тексте присутствует описание этого беспорядка? (Насколько мутно и тревожно на душе у Тёмы, насколько его внутреннее состояние лишено гармонии, настолько этому соответствует и положение вещей вокруг, везде в окружающем его мире царит беспорядок, – всюду очень неуютно.)

– Понравился ли вам главный герой рассказа? Почему? Можно ли назвать его храбрым?

Давайте вспомним как вы ответили на вопрос что значит быть храбрым на одном из предыдущих уроков? Всё ли сходится? А что не так? Какое чувство чаще всего посещает Тёму, пока он спасает Жучку? Что необходимо исправить в вашем ответе?

(храбрый – это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто сумел преодолеть свой страх , ради спасения другого или Родины, не поставил свою жизнь выше этого).

-  И всем этим конечно же движет любовь, любовь к ближнему, любовь к Родине.

VII.       Рефлексия

- А теперь поработаем в группах, попробуем составить синквейн, предметом которого будет герой нашего рассказа Тёма.

VIII.    Итог урока

-  Давайте подведём итоги сегодняшнего урока, выполнена ли цель, которую мы перед собой ставили?

- Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените: да – зелёная карточка, не очень – синяя, не доволен – красная.

- Оценки за урок:

- Всем спасибо за работу.

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья?

IX.          Домашнее задание

Учебник стр. 109-112, вопросы и задания