Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Будан Лариса Михайловна
«Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО».
Одним из главных направлений педагогического процесса, является взаимодействие семьи и детского сада. На сегодняшний день, в соответствии с требованиями ФГОС, главной целю дошкольного образования должна стать социализация ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха.
Для создания социальной ситуации развития дошкольника одним из условий является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, вовлечения их в образовательную деятельность, благодаря созданию различных образовательных проектов с семьей.
Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольного учреждения – с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Планируя работу с родителями, мы решаем следующие задачи:
1. Помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании детей, лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
2. Обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательные процессы у детей и их эмоциональную сферу.
3. Научить родителей прислушиваться к своим детям, их чувствам, помочь установить доверительные отношения с ребенком.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно–образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад, имея особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установления доверительных, партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Педагогическое просвещение родителей начинается с момента поступления ребенка в детский сад. Каждому педагогу необходимо планировать работу с семьей, включающую наблюдение за характером детско-родительских отношений в момент расставания и встречи с родителями. В родительских уголках на информационных стендах размещать материалы, изучив которые, родители могут повысить свою компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Активному сотрудничеству семьи и детского сада способствуют совместные мероприятия: дни открытых дверей, участие в конкурсах, мастер классы, как нетрадиционная форма взаимодействия с семьей.
Мастер – класс одна из форм, которая помогает решать задачу ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. На мастер – классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей за своими детьми (как например, на утренниках), а активными участниками образовательной деятельности. Совместно с педагогом и своим ребенком они осваивают определенные формы обучения, например, нетрадиционные методы рисования, увлекательные спортивные упражнения, нетрадиционные приемы развития музыкальных творческих способностей, как можно развивать мелкую моторику в игре и т.д. Индивидуальный подход, необходимо учитывать не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями необходимо чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. В данной ситуации пригодятся психолого-педагогические знания педагога, умение выслушать, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Важно сотрудничество, а не наставничество. Эффективны методы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, искреннее желание помочь.
Список литературы:
1. Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.
3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 -2010.