Задержка речевого развития детей 3-х лет
Автор: Белевич Елена
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
За последние годы количество детей, страдающих от задержки речевого развития, очень возросло. По данным ЮНЕСКО на 2018 год, в России живет два миллиона детей с отклонениями в физическом и психологическом развитии. Среди них немалую долю занимают дети с ЗРР. В России каждый четвёртый малыш имеет задержку речевого развития. Угрожающая масштабность этих цифр заставляет задуматься о том, что уже давно пора принимать решительные меры и вступать в борьбу с этой распространенной патологией. Актуальность проблемы очевидна. И взрослым пора всерьез задуматься над тем, как помочь своим детям, как сделать жизнь подрастающего поколения полноценной и счастливой.
Цель - исследование особенностей психомоторного и речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития, разработка диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста.
Задачи: 1) провести теоретический анализ современной научной
литературы по проблеме исследования;
2) выявить особенности речевого развития детей раннего возраста;
3) осуществить подбор методов диагностики детей 3лет;
4) провести обследование детей 3 лет;
5) проанализировать полученные данные по обследованию;
6) разработать и апробировать диагностическое пособие для родителей по обследованию речи детей раннего возраста.
Гипотеза: можно предположить, что применение интерактивного диагностического пособия для обследования речи детей раннего возраста позволит родителям эффективно обследовать состояние речи детей и своевременно выявлять задержку в речевом развитии.
Противоречие: большинство детей раннего возраста, проживающие в Кемеровской области не посещают дошкольные образовательные организации до достижения ими 3-х - летнего возраста (до 80%).
Родители не знают онтогенез речевого развития и не могут самостоятельно определить задержку речевого развития у ребенка.
С другой стороны именно в этом возрасте необходимо создать условия для нормализации речевого и психического развития ребенка. Исходя из выявленного противоречия, мы можем определить проблему исследования.
Проблема исследования: изучить особенности речевого развития детей раннего возраста и определить условия эффективного выявления задержки речевого развития у детей данной возрастной категории.
Чтобы не был упущен важный период речевого развития ребенка, необходимо разработать диагностическое пособие, доступное для проведения обследования речи в домашних условиях (опросник для родителей).
Объект - процесс речевого развития у детей 3лет.
Предмет - процесс выявления задержки речевого развития у детей 3.
Контингент - дети раннего возраста (3- х лет).
Экспериментальная база:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад N 93» г. Кемерово. Дети 3лет.
Этапы исследования:
1)проведение теоретического анализа современной научной литературы по проблеме исследования;
2) проведение констатирующего эксперимента;
3) разработка диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста;
4) апробация диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста;
5) проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов.
Комплексное психолого - педагогическое и логопедическое обследование детей в возрасте трех – четырех лет, имеющих речевую патологию, включает в себя следующие разделы:
1.Изучение анамнеза (общего и речевого).
2.Методика исследования моторной сферы (общей, ручной и артикуляционной моторики).
3.Методика исследования высших психических функций: (восприятия, внимания, памяти, мышления).
4.Методика исследования языковых и речевых средств.
Комплексное обследование детей раннего возраста проводится на доступном для детей материале, предусматривающем возможность получения полной информации о недостатках психомоторного развития. Исследование психической сферы проводится совместно с психологом. Детей обследуют специалисты медицинского профиля: педиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог и др.
Обследование строится на общем системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем больше значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.
В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, иг-рушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышив-ки. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».
Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста.
Комплексное обследование детей раннего возраста проводится на доступном для детей материале, предусматривающем возможность получения полной информации о недостатках психомоторного развития. Исследование психической сферы проводится совместно с психологом. Детей обследуют специалисты медицинского профиля:
педиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог и др.
Обследование строится на общем системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем больше значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.
Особое внимание уделяется доречевой совместной работе мамы с ребенком. Необходимо развивать моторную сферу, слуховое восприятие и ориентировку в окружающем пространстве. Рекомендуется стимулировать речь в младенческом возрасте посредством подражания звукам. в процессе
эмоционального общения.
Выводы.
1.При составлении методики преодоления задержки речевого развития у детей 3 лет учитывались принципы общей педагогики, а также специальной педагогики. В работе с данной группой детей мы ставили воспитательные, образовательные и коррекционные задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Был разработан календарно-тематический план, согласно которому велись занятия с экспериментальной группой детей.
2. Работа с детьми экспериментальной группы велась по следующим направлениям: развитие мелкой, артикуляционной и мимической моторики, развитие речевого подражания и активного словаря, развитие фразовой речи, развитие понимания речи, развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.
3. Согласно данным контрольного эксперимента, разработанная программа является эффективной, так как показатели моторного и речевого развития детей экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы.
Список литературы.
1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.
2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995
3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
4. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н.С.,
5. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.