+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Задержка речевого развития детей 3-х лет

Автор: Белевич Елена

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

За последние годы количество детей, страдающих от задержки речевого развития, очень возросло. По данным ЮНЕСКО на 2018 год, в России живет два миллиона детей с отклонениями в физическом и психологическом развитии. Среди них немалую долю занимают дети с ЗРР. В России каждый четвёртый малыш имеет задержку речевого развития. Угрожающая масштабность этих цифр заставляет задуматься о том, что уже давно пора принимать решительные меры и вступать в борьбу с этой распространенной патологией. Актуальность проблемы очевидна. И взрослым пора всерьез задуматься над тем, как помочь своим детям, как сделать жизнь подрастающего поколения полноценной и счастливой.

Цель - исследование особенностей психомоторного и речевого развития детей  раннего  возраста  с  задержкой  речевого  развития, разработка диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста.

Задачи: 1) провести  теоретический  анализ  современной  научной

литературы по проблеме исследования;

2) выявить особенности речевого развития детей раннего возраста;

3) осуществить подбор методов диагностики детей 3лет;

4) провести обследование детей 3 лет;

5) проанализировать полученные данные по обследованию;

6) разработать и  апробировать  диагностическое  пособие  для родителей по обследованию речи детей раннего возраста.

Гипотеза: можно предположить, что применение интерактивного диагностического  пособия  для  обследования  речи  детей  раннего возраста позволит родителям эффективно обследовать состояние речи детей и своевременно выявлять задержку в речевом развитии.

Противоречие: большинство  детей  раннего  возраста, проживающие  в  Кемеровской области  не  посещают  дошкольные образовательные  организации  до  достижения  ими  3-х - летнего возраста (до 80%).

Родители не знают онтогенез речевого развития и  не могут самостоятельно определить задержку речевого развития у ребенка.

С  другой  стороны  именно  в  этом  возрасте  необходимо  создать условия для нормализации речевого и психического развития ребенка. Исходя из выявленного противоречия, мы можем определить проблему исследования.

Проблема  исследования: изучить  особенности  речевого развития детей раннего возраста и определить условия эффективного выявления задержки речевого развития у детей данной возрастной категории.

Чтобы не был упущен важный период речевого развития  ребенка,  необходимо  разработать  диагностическое  пособие, доступное для проведения обследования речи в домашних условиях (опросник для родителей).

Объект - процесс речевого развития у детей 3лет.

Предмет - процесс  выявления  задержки  речевого развития  у детей 3.

Контингент - дети раннего возраста (3- х лет).

Экспериментальная   база:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  N 93»  г. Кемерово. Дети 3лет.

Этапы исследования:

1)проведение  теоретического анализа современной  научной  литературы по проблеме исследования;

2) проведение констатирующего эксперимента;

3) разработка  диагностического  пособия для  родителей  по  обследованию речи детей раннего возраста;

4) апробация  диагностического  пособия для  родителей  по обследованию речи детей раннего возраста;

5) проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов.

Комплексное  психолого - педагогическое  и  логопедическое обследование  детей в  возрасте  трех – четырех  лет,  имеющих  речевую патологию, включает в себя следующие разделы:

1.Изучение анамнеза (общего и речевого).

2.Методика исследования моторной сферы (общей, ручной  и артикуляционной моторики).

3.Методика  исследования  высших  психических  функций: (восприятия, внимания, памяти, мышления).

4.Методика исследования языковых и речевых средств.

Комплексное обследование детей раннего возраста проводится на доступном для детей материале, предусматривающем возможность получения  полной  информации  о  недостатках  психомоторного развития. Исследование психической сферы проводится совместно с психологом. Детей обследуют специалисты медицинского профиля:  педиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог и др. 

Обследование строится на общем системном подходе с учетом  специфики   речевых   и   неречевых   нарушений,   общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем младше ребенок  и  чем  ниже  уровень  его  речевого  развития,  тем  больше значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, иг-рушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышив-ки. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста.

Комплексное обследование детей раннего возраста проводится на доступном для детей материале, предусматривающем возможность получения  полной  информации  о  недостатках  психомоторного развития. Исследование психической сферы проводится совместно с психологом. Детей обследуют специалисты медицинского профиля:

педиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог и др. 

Обследование строится на общем системном подходе с учетом  специфики   речевых   и   неречевых   нарушений,   общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем младше ребенок  и  чем  ниже  уровень  его  речевого  развития,  тем  больше значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

Особое внимание  уделяется  доречевой совместной  работе  мамы с  ребенком.  Необходимо  развивать моторную  сферу,  слуховое восприятие  и  ориентировку  в  окружающем пространстве.  Рекомендуется  стимулировать  речь  в  младенческом  возрасте  посредством подражания звукам. в процессе

эмоционального общения.

Выводы.

1.При составлении методики преодоления задержки речевого развития у детей 3 лет  учитывались принципы общей педагогики, а также специальной педагогики. В работе с данной группой детей мы ставили воспитательные, образовательные и коррекционные задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Был разработан календарно-тематический план, согласно которому велись занятия с экспериментальной группой детей.

 2. Работа с детьми экспериментальной группы велась по следующим направлениям: развитие мелкой, артикуляционной и мимической моторики, развитие речевого подражания и активного словаря, развитие фразовой речи, развитие понимания речи, развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

3. Согласно данным контрольного эксперимента, разработанная программа является эффективной, так как показатели моторного и речевого развития детей экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы.

 

Список литературы.

1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.

2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995

3.  Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

4.  Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь           дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н.С.,          

5.  Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.