Конспект познавательного занятия по экологии "Зелёная аптека" в средней группе
Автор: Аксенова Юлия Анатольевна
Конспект познавательного занятия по экологии «Зелёная аптека»
Средняя группа
Цель: познакомить детей с понятием «лекарственные растения» и о пользе, которую они приносят людям;
Задачи:
1. Закрепить знания детей о растениях и их значении в нашей жизни;
2. Способствовать развитию операций мышления: анализа, сравнения, памяти, внимания;
3. Воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Материал:
— наглядный материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, деревьев;
— раздаточный материал: листочки деревьев;
— модели деревьев без листьев (дуб, клён, берёза, осина); травы – подорожника;
— аудиозапись «Звуки леса»;
— лекарственная трава – мята;
— магнитная доска.
Методические приёмы:
— сюрпризный момент (письмо, встреча с лисой);
— художественное слово (стихотворение, загадка);
— игра « 1,2,3 – дереву листочек подари!»;
— рассказ воспитателя и объяснение;
— вопросы к детям;
— роль лисички исполняет ребёнок;
— обращение к личному опыту детей;
— рассматривание иллюстраций;
— решение проблемных ситуаций.
Словарная работа:
Лекарственные растения, мята, отвар.
Предварительная работа:
— беседа «Значение растений в природе»;
— дидактическая игра «Больничка для растений», «Живая и неживая природа», «Наряди деревце»;
— разучивание стихов, загадок про растения (деревья, цветы, травы);
— пластитечкий этюд «Маленькое зёрнышко», «Наши алые цветы»;
— чтение художественной литературы про растения;
— наблюдения за растениями на прогулке и в группе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром сорока принесла нам письмо! Хотите узнать, кто нам его прислал? (да)
Послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте от кого оно:
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие.
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят,
Земли они творенья
Зовём мы их… (растения)
Воспитатель: — Ребята, а что такое растения? (травы, кусты, деревья, цветы) – располагаем иллюстрации на магнитной доске.
— Почему травы, цветы, кусты, деревья – всё это растения? (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)
— Ребята, как вы думаете, растения живые или неживые? (живые)
— А почему вы так думаете? (они растут, дышат, питаются)
— Где мы можем встретить много различных растений? (в лесу, парке)
— А какие растения в лесу самые высокие? (деревья)
— Назовите деревья, которые вы знаете (ель, сосна, дуб, берёза, тополь, рябина, клён, осина)
— Ребята, а для чего нам нужны деревья? (дарят чистый воздух – кислород)
— А ещё для чего нам нужны растения? (для красоты)
— Да, верно, говорят: «Рощи да леса – всему свету краса».
— Ребята, а вы хотели бы прогуляться по лесу? (да). – Тогда, я приглашаю вас отправиться на прогулку в лес. Но прежде, вспомним, как мы будем вести себя в лесу. (не будем шуметь, обижать лесных жителей, рвать и ломать растения). В путешествии всякое может случиться, поэтому захватим с собой аптечку.
Приходят в лес.
Воспитатель: посмотрите, как много разных деревьев. Какой здесь чистый воздух. (глубокий вдох, выдох)
— Ребята, в конверте, который принесла сорока что-то ещё лежит. Заглянем в него? – Да это же листочки. (выкладывают все листочки). Только с каких деревьев они я не знаю. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.
Воспитатель: Есть такое могучее дерево, его сравнивают с богатырём. Кто догадался, что это за дерево? (дуб)
— здесь есть дубовые листочки? Возьмите по одному (дети берут)
— предлагаю вам поиграть: «1,2,3 – дубу листик подари!» (дети подбегают к дубу и «дарят» ему листочки)
— Кто знает стихотворение о дубе? (чтение стихотворения ребёнком)
— А вот этот листочек, с какого дерева оторвался? (с берёзы)
— «1,2,3 – берёзе листик подари!»
— Из всех деревьев русскому народу милее белоствольная берёза. Её сравнивают с девицей.
— Ребята, а у какого дерева листочки резные, похожие на раскрытую ладошку? Осенью они очень яркие: красные, жёлтые, оранжевые, как расписной терем красуется это дерево. (клён)
— А про это дерево говорят, что оно беззащитное. Когда дует ветерок, оно дрожит. Что это за дерево? (осина)
— ребята, я предлагаю мальчикам найти листочки клёна, а девочкам – осиновые листочки и подарить их клёну и осинке.
— «1, 2,3 – клёну и осинке листик подари!»
— Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание. А теперь немножко отдохнём. Предлагаю вам посидеть в лесочке, полюбоваться красотой, подышать свежим воздухом и послушать пение птиц.
( Звучит аудиозапись; слышится плач – появляется лисичка (ребёнок), держится за колено),
Воспитатель: Здравствуй, лисонька, что случилось?
Лиса: Я играла с зайчишкой в догонялки, упала и поранила коленку. Ой-ой-ой, больно!
Воспитатель: Ребята, что делать? (нужно помочь лисичке). – Что мы будем делать, как лечить ранку? (помазать йодом)
— Молодцы, ребята! Сейчас найдём йод в нашей аптечке и полечим лисичку.
Лиса: Нет! Я боюсь йода, он жжется! Моя мама-лиса мои ранки лечит травкой лечебной.
Воспитатель: Это что же за травка такая?
Лиса: А вы попробуйте, догадайтесь!
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь.
Сорвёшь листочек осторожно,
Кто нас лечит? (подорожник) – показ картинки
Воспитатель: Ребята, кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей)
— Сейчас мы сорвём подорожник (обращается с просьбой к ребёнку) и полечим твоё колено лисонька (прикладывает подорожник)
— Подорожник люди использовали с давних времён для заживления ран (воспитатель гладит лисичку).
— Лисонька, какая у тебя шёрстка мягкая и блестящая.
Лиса: Хотите узнать, что помогает моей шёрстке быть такой красивой? (да). – Угадайте:
Растёт зелёною стеной,
Её обходят стороной.
Колючая и злая дива,
А зовут траву?… Крапива (Показ картинки)
Воспитатель: Да, людям есть, за что благодарить лекарственное растение – крапиву. В ней есть вещества, убивающие микробов, а отвар крапивы укрепляет волосы.
Лиса: Кто угадает моё любимое лекарственное растение? Оно такого же золотистого цвета, как моя шубка.
Воспитатель: Мне кажется, лисонька, я догадалась. А вы, ребята, знаете это растение? (одуванчик)
— Лисонька, наши ребята знают стихотворение про этот цветок. (чтение стихотворения ребёнком)- показ картинки
Лиса: когда у меня плохой аппетит, мама-лиса делает мне салат из листиков одуванчика.
Воспитатель: Значит, одуванчик тоже лекарственное растение. Он помогает улучшить аппетит.
Лиса: Послушайте загадку о другом лекарственном растении
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. (ромашки) – показ картинки
Воспитатель: Отваром ромашки полощут горло, когда оно болит. Кому мама уже делала такой отвар? (ответы детей)
Лиса: моя мама таким отваром меня тоже поила.
Воспитатель: Да, природа подарила нам много лечебных трав. Многие из них мы видели каждый день, но не знали, что они – лекарства от разных болезней.
Спасибо, лисонька, за интересный рассказ. Теперь мы не только знаем лекарственные травы, но и умеем ими пользоваться.
Лиса: Мне пора к мамочке. На прощание хочу подарить вам лекарственную травку – мяту. (даёт листья мяты). Мама всегда на ночь заваривает мне ароматный, успокаивающий чай. Попробуйте, вам понравится. До свидания.
(Дети благодарят лисичку за угощение и прощаются).
Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось в лесу? (ответы детей). Что нового и интересного вы узнали? (растения не только помогают дышать, но и лечат нас от болезней).
— Предлагаю вам вернуться поскорее в группу, заварить чай с мятой и угостить им всех ребят и взрослых.