Готовность к школе.
Автор: Валиева Альбина Ахвасовна
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться – считал детский психолог Л.А. Венгер.
Что же включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которые должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что же подразумевает качественная подготовка к школе?
Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя ряд составляющих. Все виды готовности должны сочетаться в ребенке гармонично. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общения со сверстниками, усвоения новых знаний.
Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически и стояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
Психологическая готовность к школе ребенка означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.
Социальная готовность к школе подразумевает, что ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми, должен адекватно реагировать на замечания взрослых и сверстников.
Интеллектуальная готовности к школе означает наличие определенных знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности.
Речевая готовность предполагает сформированность звуковой стороны речи. Фонематических процессов, грамматического строя речи, готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Советы родителям:
- не травмируйте ребенка, если он левша, не переучивайте с левой руки на правую;
- уделяйте больше внимания развитию графомоторных навыков у ребенка (схематическому рисованию предметов, штриховке);
- читайте ребенку на ночь, тем самым вы развиваете у ребенка умение слушать взрослого;
- развивайте у ребенка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивания и застегивания пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок и т.д.;
- упражняйте ребенка в делении слов на слоги (хлопки, отстукивания, шагами);
- особое внимание следует уделить развитию умения ребенка пересказать любимую сказку, рассказ или сочинить собственную.
Итак, что же должен знать и уметь ребенок будущий первоклассник:
- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 минут;
- должен знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
- знать основные цвета; названия самых распространенных растений, животных, насекомых, птиц; называть времена года, явления природы;
- владеть прямым и обратным счетом в пределах 10; выполнять счетные операции в пределах десяти; увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; знать понятия «больше-меньше-поровну»; знать простые геометрические фигуры; уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
- отличать буквы от звуков, гласные от согласных; мог найти нужный звук в начале, середине и конце слова; подбирать слова на заданный звук;
- рассказывать по памяти стишки, поговорки, пословицы, сказки и т.д.
- решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки.
Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания. Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!