Проект "Путешествие в мир природы
Автор: Кокуева Алиса Марсовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 комбинированного вида»
(для первой младшей группы)
Автор
Кокуева А.М.
Междуреченск 2019
Проект по экологии
«Путешествие в мир природы»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение....................................................................
2. Этапы работы над проектом......................................
3. Календарно - тематическое планирование...............
4. Приложение...............................................................
5. Мониторинг реализации проекта..............................
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».
В. А. Сухомлинский.
Тема проекта: «Путешествие в мир природы»
Автор проекта: воспитатель Фонакина Юлия Александровна
Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Вид проекта: образовательный, игровой.
Продолжительность проекта: сентябрь – май 2017 – 2018 уч. год
Цель проекта:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Актуальность проекта
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.
В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.
Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.).Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Ожидаемые результаты:
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
План реализации проекта
Месяц |
Содержание работы |
Сентябрь |
Подбор методической литературы по теме Диагностика детей по экологическому воспитанию |
Октябрь |
НОД по познавательному развитию «Фрукты» Наблюдения на прогулках осенью |
Ноябрь |
НОД по речевому развитию «Овощи» Загадки о животных и растениях |
Декабрь |
Наблюдения на прогулках зимой НОД по речевому развитию в первой младшей группе «Загадки о животных» |
Январь |
Комплексное занятие по познавательному развитию и рисованию «Зима пришла» Перспективное планирование дидактических игр по экологии |
Февраль |
НОД по познавательному развитию «Домашние животные» Картотека дидактических игр по экологии |
Март |
НОД «Рыбка плавает в воде» Наблюдение на прогулках весной |
Апрель |
Итоговое интегрированное занятие «Весна - красна» Посадка лука |
Май |
Экологическое развлечение «Колобок» Диагностика детей по экологическому воспитанию |
ПРИЛОЖЕНИЕ
СЕНТЯБРЬ
Диагностика по экологическому воспитанию детей раннего возраста
Растительный мир.
Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.
Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец)Задания:
Что это на картинке (дерево, куст, цветок)?
Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста, картофель).
Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).
Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель, капусту (овощи).
Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он ее рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребенок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».
Критерии оценки:
Ребенок правильно показывает и называет изображенные на картинке предметы – 3 балла.
Ребенок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
Ребенок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
Животный мир.
Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе передвижения.
Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь). Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).
Задания:
Кто изображен на картинке (животное, птица, рыба).
Найди на картинке кошку и покажи ее части тела (хвост, лапы, голову, уши, глаза, нос).
Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк, заяц, медведь).
Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воробей, курица, утка).
Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка, лошадь, овца, свинья, баран).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных. Ребенок должен правильно назвать и показать называемых животных.
Критерии оценки:
Ребенок правильно показывает и называет изображенные на картинке предметы – 3 балла.
Ребенок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
Ребенок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
Времена года.
Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях времен года. Как меняется жизнь животных при смене времен года.
Материал: картинки с изображением разных времен года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Медведь в берлоге», «Заяц на снегу».Задания:
Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).
Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).
Какого цвета шкурка у зайчика зимой?
Где проводит зиму медведь?
Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом, осенью).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребенку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том, как меняются растения, и изменяется жизнь животных в разное время года.
Критерии оценки:
Ребенок правильно показывает и называет изображенные на картинке предметы – 3 балла.
Ребенок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
Ребенок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
ОКТЯБРЬ
Наблюдения на прогулках с детьми 2-3 лет
Осень
Объекты живой природы. Явления неживой природы. |
Цель и задачи наблюдений |
Содержание наблюдений |
Связь с различными видами детской деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Живая природа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Животные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Птицы (голуби, вороны, воробьи) |
- дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей); - учить узнавать пернатых по внешнему виду; - учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.); - закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных; - формировать эмоциональную отзывчивость. |
Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются - они живые. У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы - черные, все остальное - серое. Вороны каркают: кар-кар-кар. Голубь - птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Воробей - бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев. Подвижная игра «Птички и автомобиль». |
Подвижная Игра «Воробушки и кот». Слушание песни «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида. Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто. Рассматривание картины «Таня и голуби». |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Насекомые (бабочки, майские жуки, божьи коровки) |
- формировать желание наблюдать за насекомыми; - дать представления о насекомых; - подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются; - показать отличительные особенности насекомых. |
Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам. Бабочки и жуки могут летать. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда становится холодно, насекомые прячутся. |
Украшение бумажных силуэтов бабочек (пальчиками и кистью).Растения Деревья (ель, клен, береза, рябина) - дать представления о деревьях; - показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки); - знакомить с характерными, особенностями осенних деревьев; - показать, что осенью листья деревьев меняют окраску. - учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный); - знакомить с осенним явлением природы – листопадом; - учить бережно, относиться к растениям; - учить различать деревья по листьям; - познакомить с плодами рябины. Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья - это явление называется листопад. Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев лежит на земле. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. На ее веточках вместо листочков - маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы. У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы. Игра Мы осенние листочки», «Найди такой же лист», «Найди самый большой лист», «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист». Изготовление гирлянд из осенних листьев. Рассматривание иллюстраций в детских книгах. Травянистые растения - дать представление о травянистых растениях; - учить любоваться осенними цветами; - учить различать высокие и низкие цветущие растения. Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком - она завянет. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. На клумбе цветут астры: синие, красные, белые и др. Игра «Побежали на травку - убежали с травки». Рисование травки. Фрукты (яблоки, груши) - закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах; - расширять представления, о том, что осенью собирают фрукты; - учить различать; по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши. Яблоки и груши растут на деревьях. Яблоки и груши созревают в конце лета и осеню. Яблоки и груши бывают красные, желтые, зеленые. Фрукты: бывают твердые и мягкие. По вкусу яблоки и груши бывают сладкими и кислыми. Лепка фруктов. Игра «Узнай на вкус». Употребление фруктов в пищу. Наблюдение за сбором фруктов.
|