+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проект "Путешествие в мир природы

Автор: Кокуева Алиса Марсовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 комбинированного вида»

(для первой младшей группы)

Автор

Кокуева А.М.

Междуреченск  2019

Проект по экологии

«Путешествие в мир природы»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение....................................................................

2. Этапы работы над проектом......................................

3. Календарно - тематическое планирование...............

4. Приложение...............................................................

5. Мониторинг реализации проекта..............................

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев

и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».

В. А. Сухомлинский.

Тема проекта: «Путешествие в мир природы»

Автор проекта: воспитатель Фонакина Юлия Александровна

Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.

Вид проекта: образовательный, игровой.

Продолжительность проекта: сентябрь – май 2017 – 2018 уч. год

Цель проекта:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Актуальность проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.

В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.

Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.).Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Ожидаемые результаты:

- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

- приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

План реализации проекта

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Подбор методической литературы по теме

Диагностика детей по экологическому воспитанию

Октябрь

НОД по познавательному развитию «Фрукты»

Наблюдения на прогулках осенью

Ноябрь

НОД по речевому развитию «Овощи»

Загадки о животных и растениях

Декабрь

Наблюдения на прогулках зимой

НОД по речевому развитию в первой младшей группе «Загадки о животных»

Январь

Комплексное занятие по познавательному развитию и рисованию «Зима пришла»

Перспективное планирование дидактических игр по экологии

Февраль

НОД по познавательному развитию «Домашние животные»

Картотека дидактических игр по экологии

Март

НОД «Рыбка плавает в воде»

Наблюдение на прогулках весной

Апрель

Итоговое интегрированное занятие «Весна - красна»

Посадка лука

Май

Экологическое развлечение «Колобок»

Диагностика детей по экологическому воспитанию

ПРИЛОЖЕНИЕ

СЕНТЯБРЬ

Диагностика по экологическому воспитанию детей  раннего возраста

Растительный мир.

Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.

Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец)Задания: 

Что это на картинке (дерево, куст, цветок)?

Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста, картофель).

Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).

Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель, капусту (овощи).

Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он ее рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребенок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на  соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».

Критерии оценки:

Ребенок правильно показывает и называет изображенные на  картинке предметы – 3 балла.

Ребенок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.

Ребенок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов

 

Животный мир.

Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних  животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе  передвижения.

Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь).  Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).

Задания:

Кто изображен на картинке (животное, птица, рыба).

Найди на картинке кошку и покажи ее части тела (хвост, лапы, голову, уши, глаза, нос).

Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк, заяц, медведь).

Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воробей, курица, утка).

Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка, лошадь, овца, свинья, баран).  

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных. Ребенок должен правильно назвать и показать называемых животных.

Критерии оценки:

Ребенок правильно показывает и называет изображенные на  картинке предметы – 3 балла.

Ребенок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих  вопросов воспитателя – 2 балла.

Ребенок не может назвать и показать предметы, нарисованные на  картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов

 

Времена года.

Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях  времен года. Как меняется жизнь животных при смене времен года.

Материал: картинки с изображением разных времен года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Медведь в берлоге», «Заяц на снегу».Задания: 

Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).

Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).

Какого цвета шкурка у зайчика зимой?

Где проводит зиму медведь?

Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом, осенью).

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребенку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том, как  меняются растения, и изменяется жизнь животных в разное время года.

Критерии оценки:

Ребенок правильно показывает и называет изображенные на картинке предметы – 3 балла.

Ребенок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.

Ребенок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов

ОКТЯБРЬ

Наблюдения на прогулках с детьми 2-3 лет

Осень

Объекты живой природы. Явления неживой природы.

Цель и задачи наблюдений

Содержание наблюдений

Связь с различными видами детской деятельности

Живая природа

Животные

Птицы

(голуби, вороны, воробьи)

- дать детям общие представления о пти­цах (голубь, ворона, воробей);

- учить узнавать перна­тых по внешнему виду;

- учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыга­ют, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.);

- закреплять представ­ления о том, чем жи­вые птицы отличаются от игрушечных;

- формировать эмоци­ональную отзывчи­вость.

Внешний вид птиц: есть го­лова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются - они живые. У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы - черные, все остальное - серое. Вороны каркают: кар-кар-кар.

Голубь - птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Воробей - бойкая малень­кая птичка. Воробей чири­кает: чик-чирик. Воробьи прыгают.

Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев.

Подвижная игра «Птички и автомо­биль».

Подвижная Игра «Воробушки и кот». Слушание песни «Птички» (вступле­ние), муз. Г. Фрида. Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто.

Рассматривание картины «Таня и голуби».

Насекомые (бабочки, майские

жуки,

божьи

коровки)

- формировать желание наблюдать за насе­комыми;

- дать представления о насекомых;

- подвести к понима­нию того, что все насе­комые живые: они ды­шат, двигаются, пита­ются;

- показать отличительные особенности насекомых.

Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам. Бабочки и жуки могут летать. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья.

Когда становится холодно, насекомые прячутся.

Украшение бумаж­ных силуэтов бабо­чек (пальчиками и кистью).Растения

Деревья

(ель, клен, береза, рябина)

- дать представления о деревьях;

- показать особеннос­ти строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки);

- знакомить с харак­терными, особенностя­ми осенних деревьев;

- показать, что осенью листья деревьев меняют окраску.

- учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный);

- знакомить с осенним явлением природы – листопадом;

- учить бережно, относиться к растениям;

- учить различать деревья по листьям;

- познакомить с пло­дами рябины.

Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Де­ревья высокие, а трава низ­кая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэто­му оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья - это явление назы­вается листопад. Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев ле­жит на земле. В конце осени почти все де­ревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. На ее веточках вместо листочков - маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы.

У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы.

Игра Мы осенние листочки», «Найди такой же лист», «Найди самый большой лист», «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист».

Изготовление гир­лянд из осенних листьев.

Рассматривание иллюстраций в дет­ских книгах.

Травянистые растения

- дать представление о травянистых растениях;

- учить любоваться осенними цветами;

- учить различать вы­сокие и низкие цвету­щие растения.

Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высо­кая. Корешок держит травку в земле. Если траву поли­вать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком - она завянет. Когда становится холодно, зеленая трава начинает жел­теть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под сне­гом.

На клумбе цветут астры: си­ние, красные, белые и др.

Игра «Побежали на травку - убежали с травки». Рисование травки.

Фрукты

(яблоки,

груши)

- закреплять знания о фруктах: яблоках и гру­шах;

- расширять представ­ления, о том, что осенью собирают фрукты;

- учить различать; по внешнему виду, вкусу, форме и называть яб­локи и груши.

Яблоки и груши растут на деревьях.

Яблоки и груши созревают в конце лета и осеню. Яб­локи и груши бывают крас­ные, желтые, зеленые. Фрукты: бывают твердые и мягкие. По вкусу яблоки и груши бывают сладкими и кислыми.

Лепка фруктов. Игра «Узнай на вкус».

Употребление фрук­тов в пищу. Наблюдение за сбором фруктов.

Овощи

(репа, морковь, огурец, помидор):

- дать представления об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе;

- формировать, умение находить в огороде овощи: огурец, поми­дор, морковь, репу.

- учить различать ово­щи по виду, вкусу, форме.

Взрослые убирают урожай на огороде.

Морковь, и репа растут в земле.

Морковь - твердая, оран­жевого цвета, длинненькая. Репа твердая, желтого цве­та, круглая.

Огурец твердый, зеленого цвета, продолговатый. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Все овощи растут на огороде.

Наблюдение за сбо­ром урожая с огорода.

Сбор овощей. Игра «Чудесный мешочек», «Найди и на­зови».

Чтение, инсценировка сказ­ки «Репка».

Неживая природа

Солнце

- формировать поня­тия о том, что для жиз­ни на Земле нужно солнце.

Солнышко греет - на улице тепло.

Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каж­дым днем становится хо­лоднее.

Капелька воды блестит на солнце.

Игра «Солнышко и дождик».

Разучивание поте­шек про солнышко

Ветер

- показать природное явление – ветер;

- учить определять вет­реную погоду.

Дует легкий ветерок. Дует хо­лодный, порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная - деревья качаются.

Дует ветер - вертушки кру­тятся на ветру.

Бег с ленточками. Чтение стихотво­рения А. Пуш­кина «Ветер, ветер!»

Дождь

- доказать, что осен­ний дождь может быть разным;

- показать простей­шие связи между явле­ниями в природе.

Дождь может быть теплый и холодный.

После дождя - все кругом мокрое.

Идет дождь - появляются лу­жи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда но­ги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес. Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека - он мо­жет запачкать одежду. Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду. Капельки дождя блестят на солнце. Во время дождя люди идут под зонтами.

Капли" дождя стучат по крышам домов.

Слушание произ­ведения «Грустный дождик», муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дож­дик».

Рисование «Идет дождь».

Небо

- показать особеннос­ти осеннего неба.

Небо в начале осени - го­лубое.

Солнца на небе. Не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе - бу­дет дождь или снег.

Игра «Солнышко и дождик». Рисование «Тучка», «Идет, дождик».

Вода

- дать элементарные представления о свой­ствах воды.

Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода - прозрачная. Грязная вода - непрозрач­ная.

Стало холодно - вода за­мерзла, на лужах образо­вался лед.

Опыты с водой. Чтение потешки «Водичка, водич­ка...»

Песок

- дать элементарные представления о свойс­твах песка.

Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно ле­пить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нуж­но мыть руки.

Лепка куличиков из песка.

Экспериментиро­вание с песком. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие».Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Фрукты» в 1 – й младшей группе

Цель:

Побуждать различать разные виды фруктов и правильно называть их.

Задачи:

- обращать внимание детей на красоту формы фруктов, разнообразие окраски, гладкую или шершавую фактуру кожуры;

- учить, на ощупь узнавать фрукты;

- упражнять детей в правильном использовании в речи названий фруктов;

Ходзанятия:

Воспитатель привлекает внимание детей, держа в руках мягкую игрушку – белочку.

- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости.

- А где живет белочка?

- Вот что мне рассказала белочка. Она со своими подружками играла в лесу, прыгала с ветки на ветку, и оказалась среди незнакомых деревьев. На них растут какие-то плоды. Она собрала их в корзинку, и принесла нам, а как они называются, белочка не знает. (Корзинка накрыта салфеткой).

- Поможем белочке узнать, что за плоды она собрала.

Вос-ль приоткрывает салфетку, заглядывает под нее. Ребята, как вы думаете, что в корзинке?

Предположения детей.

- А где растут фрукты?

- Какие фрукты вы знаете?

- А как называются деревья, на которых растут фрукты?