Некоторые аспекты работы в классе фортепианного ансамбля
Автор: Чибисова Ольга Григорьевна
Некоторые аспекты работы в классе фортепианного ансамбля.
"В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой - они зазвучат."
В. А. Сухомлинский.
Моё методическое сообщение посвящено фортепианному ансамблю. Ансамблевое исполнение на фортепиано излюбленным видом музицирования было в 19 веке. Практиковалась игра не только в 4, но и в 6 и 8 рук.
Потом достаточно долгое время фортепианная дуэтная музыка в нашей стране считалась забытым жанром. И только в наши дни этот жанр опять приобрел необычайную популярность. Проводятся конкурсы фортепианных ансамблей, где дети добиваются больших результатов в процессе обучения.
Первые навыки ансамблевой игры ребёнок приобретает в самом начале обучения, т.е. уже на первых уроках. Слух ученика подготавливается к звучанию пьес, в которых одновременно играются мелодия и аккомпанемент. Начинаем с доступных детям пьесок, где внимание направляется на художественные цели. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения- залог интереса к этому виду искусства - музыке. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на хорошем уровне, чем учить одну сложную. Я стараюсь создавать условия для развития познавательного интереса у детей к музыке в целом и к игре в ансамбле.
В своей работе я использую современные методы и приемы - это игровые технологии, приёмы проблемного обучения, технологии сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, так как способности детей различны. Игра в ансамбле является для пианистов наиболее актуальной, поскольку ученики других инструментов имеют в этой области больший опыт.
Струнники, народники, духовики, посещая предмет «оркестр», участвуют в коллективном творческом процессе. Партия каждого участника оркестра не очень сложная, а вместе звучит! получается здорово! Поэтому ученики любят играть в оркестре. Пианисты этого лишены. НО хотя бы в фортепианном ансамбле, где происходит разделение нотного материала на две части, что облегчает в какой- то мере исполнение, ученики имеют возможность поиграть достаточно сложные интересные фортепианные произведения, доступные им в плане фактуры, разбора текста. Такие произведения хорошо слушаются на концертах. Один ученик не смог бы так выступить и сыграть произведение такого уровня, а вместе получается.
Поэтому ансамбль – это предмет, который помогает нам заинтересовать детей игрой на фортепиано. Все мы знаем, как нелегко детям осваивать этот инструмент. Этот предмет дети любят по разным причинам.
Прежде всего - это возможность совместного творчеств. Во-вторых - это доставляет массу приятных эмоций. Это ответственность друг за друга (если ты не доучил свою партию, то твой напарник тоже пострадает, а это мотивирует к занятиям.) К тому же выступать вдвоём легче: почему-то не так волнуешься. Наверное потому, что вряд ли сбой в игре может произойти одновременно у двоих, кто-то будет продолжать играть, а потом и второй подстроится.
Ансамбль всегда начинается с подбора партнеров. Это нелегкая задача, т.к. желательно, чтобы они соответствовали друг другу по исполнительскому уровню и технической подготовке. При выборе произведений необходимо считаться с пожеланиями самих учеников, умело направляя их. Нужно сочетать учебную целесообразность работы с желанием наиболее выигрышно показать индивидуальность ученика. Пара сформирована, подобрано произведение, о котором педагог должен дать ученикам как можно больше информации: рассказать об авторе, эпохе, стиле, истории создания.
У каждого ученика должна быть в наличии не только своя партия, но и партия партнера, с которой он должен познакомиться, представлять ее (либо педагог ее играет ученику, более подвинутые дети сами играют с листа – это очень полезно). В нотах надо карандашом расписать номера тактов в обеих партиях, расставить цифры по более крупным разделам, чтобы ученики могли быстро начинать с любого места, не путаясь. Вся эта подготовительная работа очень помогает. Предварительно выучиваются партии с каждым учеником отдельно, подбирается удобная аппликатура, проверяется правильность штрихов, ритма. Но этот процесс нельзя затягивать. Нужно как можно быстрее заставлять их начинать играть вместе. Навык переворачивания страниц - немаловажный вопрос. Учащиеся должны заранее установить, кому какой рукой удобней это сделать, чтобы пропуск в нотном тексте оказался с наименьшей потерей для общего звучания произведения.
При четырехручной игре за одним роялем каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь поделить клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся голосоведении.
В ансамбле приходится развивать специальные навыки, их невозможно в себе воспитать, играя в одиночку. Сколько бы времени не потратил ученик на свою партию.
1. Синхронность является первым техническим требованием игры в ансамбле.
Казалось бы, самая простая вещь - начать вместе играть. Однако точно синхронно взять два звука – не так легко и требует большой тренировки и взаимопонимания. Необходимо найти определенный жест для ауфтакта: легкое движение кисти, кивок головы или знак глазами, когда не видны руки партнера. Полезно вместе с этим жестом взять дыхание – сделать вдох в самом прямом смысле. Это снимает сковывающее напряжение. Обычно начало показывает первая партия, если начинают вместе. В каждом произведении приходится искать свой способ взятия первого звука Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков и специально отрабатывать этот момент.
Не меньшее значение имеет и синхронное окончание, «снятие звука». «Лохматые», «рваные аккорды», в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу и производят неприятное впечатление.
2. Особо следует сказать о динамике исполнения.
Наиболее распространенный недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие: все играется по существу mf или f. Редко услышишь красивое пиано, о пианиссимо и говорить не приходится. Добиться желаемого результата можно только заставив партнеров постоянно контролировать звучание и сравнивать звучание громко – тихо. Полезно педагогам самим сесть за инструмент и проиллюстрировать нюансы, чтобы ученики почувствовали сколько выразительных средств таится в нашем инструменте, Конечно, результат достигается не сразу, т.к. работа над звуком – область огромного труда.
Надо объяснить учащимся, что четырехручное исполнение позволяет полней использовать возможности клавиатуры; строить более объемные плотные тяжелые аккорды, использовать для достижения яркого динамического эффекта равномерное распределение силы двух человек.
3. Должно быть совпадение штрихов. Если один играет штрих стаккато остро, а другой немного более протяжно, то это несовпадение звучит очень некрасиво , да и неграмотно. Пианисты должны научиться передаче "из рук в руки" мелодических пассажей, "подхватывать" незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани.
4. Педализирует исполнитель второй партии, так как обычно она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, проходящей в верхнем регистре. Сольное исполнение приучает пианиста к «слушанию себя», а в ансамбле необходимо слушать своего товарища и учитывать его исполнительские интересы. Правильнее в ансамбле слушать не себя, не его, а общее звучание ансамбля - не «я», не «он», а «Мы» и что у вас получается вместе.
5. Оба солиста должны иметь одинаковые представления об эмоциональном содержании музыки, т. е. характер, который они пытаются передать в каждый конкретный момент звучания, они должны понимать и представлять себе одинакого. Нужно правильно определить главную кульминацию произведения.
В работе с учениками надо постоянно обращаться к слуховому контролю.
6. Также заблаговременно должен быть определен темп. Общность понимания и чувствования темпа – одно из первых условий ансамбля. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть.
7. Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом.
Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма; в ансамбле ритм должен обладать особым качеством: быть коллективным. Работа начинается с устранения индивидуальных недостатков в исполнении партнеров. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано с тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании звучности – эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; или - в стремительных пассажах, а также в сложных для исполнения местах.
Надо заставлять в трудных местах, где ускоряется и ничего не выигрывается, специально замедлять темп и играть медленнее, всё выигрывая и выслушивая, играя с остановками на каких-то опорных моментах, чтобы ученики привыкали их слушать. Посоветовать более ясно играть вторую партию, в которой идет четкий аккомпанемент, ярче выделять басы и слушать их. А когда мелодия перемещалась во вторую партию, активно выделять и показывать сильную долю в I партии.
Очень часто, работая над ансамблем, педагоги недооценивают роль второй партии. Больше внимания уделяется 1 партии, с ней тщательно работают. Но мой опыт работы подсказывает, что вторая партия требует не меньшего внимания, а иногда даже большего. Только тогда ансамбль начинает звучать.
Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, почувствует радость взаимной поддержки, объединенных усилий – можно считать, занятия в классе ансамбля дали принципиально важный результат.
Занятия фортепианным ансамблем способствует развитию всего комплекса музыкально-исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический, полифонический, динамический, тембровый; музыкальное мышление, музыкальная память, чувство ритма, творческое воображение.
Как всё-таки много даёт нашим детям музыкальное образование. И как жаль. Что не у всех есть такая возможность : учиться музыке!
Литература: 1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка,1987г.
2. А. Готлиб Первые уроки фортепианного ансамбля. М. Музыка 1971г.
3. С. Самойлович Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля. М Музыка 1988 г.
4. Е. Сорокина Фортепианный дуэт. М. Музыка 1988 г.
5. Н. Ризоль , Очерки о работе в ансамбле. 1986г.- Москва.