С чего начинается Родина или как воспитать патриотов?
Автор: Рафикова Эльвира Феликсовна
С чего начинается Родина или как воспитать патриотов?
Статью подготовила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №6» г. Казани
Рафикова Э.Ф.
В данной статье мне хочется поднять проблему патриотического воспитания школьников. Актуально ли патриотическое воспитание для школы сегодняшнего дня? Отвечу, что да. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности отошло на задний план. Ушли в далёкое прошлое детские организации, взамен художественным книгам и патриотическим фильмам пришли компьютеры, планшеты, и много негативной, я бы сказала ложной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает наше представление о долге, чести, патриотизме, любви к стране, к её людям. Поэтому для меня, как гражданина России и как учителя начальной школы, эта тема стала актуальной. Смысл воспитания в том и состоит, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных добропорядочных граждан. Так с чего же начинается Родина для моих детей или как воспитать патриотов?
В России традиция патриотизма имеет глубокие корни. Патриотизм у нас всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков. Что значит любить Родину? Значит, знать её прошлое, жить её настоящим, болеть о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
В условиях школы патриотизм традиционно формируются в ходе изучения предметов начальной школы. Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования патриотизма и гражданственности. Следует отметить, что особую роль в этом играют предметы «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Родной язык», «Основы религиозных культур и светской этики». Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предметам и конечно же воспитательной работе, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся.
Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача. Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование этих качеств возможно через вовлечение детей не только в специфическую патриотическую деятельность, но и в другие виды деятельности. Начальная школа - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка. Гимназия – это наш дом. Работая над сплочением детского коллектива, мы вырабатываем правила поведения в школе, создаём свои классные традиции.
В системе патриотического воспитания мы с ребятами работаем по следующим направлениям: духовно-нравственное, эстетическое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое, экологическое. Уделяя большое внимание патриотическому воспитанию своих учеников, провожу следующие мероприятия: посещение выставок, музеев, театров, конкурсы стихов о Родине, Великой Отечественной войне, в том числе организуем выставку книг, чтение и обсуждение произведений о Родине, героических страницах из истории России, беседы на темы о природе нашей страны. С учениками класса смотрим фильмы по истории, о трудовых и боевых подвигах нашего народа, природе с целью вызвать гордость у детей за наших соотечественников, за красоту и необъятные просторы нашей Родины.
Отношение к Родине начинает закладываться ещё в раннем детстве, в семье. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности гражданина на тех традициях, которые существуют в семье. Прививая чувство патриотизма молодому поколению, мы даѐм ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому. Поэтому считаю необходимым участие родителей в воспитательном процессе. Для этого привлекаю их к подготовке и проведению различных воспитательных мероприятий в классе, даю советы по проблемам воспитания, формирования благоприятного климата в семье.
Любовь к Отечеству начинается с любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, с любви к родному дому, где человек родился, вырос. Уже в первом классе учащиеся рассказывают о своей семье, профессиях родителей, традициях семьи, любимом занятии своей семьи. Вместе с бабушками и родителями класса проводим конкурсы с дегустацией «Каша-малаша», «Блинок, да оладушек», спортивные мероприятия «Игры наших бабушек», «Папа, мама, я – спортивная семья!». Становясь старше учащиеся выполняют исследовательские проекты по темам «Никто не забыт и ничто не забыто!», «Я горжусь своим прошлым!» где они изучают историю своей семьи в годы войны, устраивают фотовыставку «О чём рассказывают старые фотографии...». Традиционно мои дети участвуют в «Битве хоров», посвящённой 23 февраля, 9 мая, новогоднему празднику. Огромный интерес у учащихся вызывает встреча с участником Великой Отечественной войны (прадедушка учащейся нашего класса). В канун праздника 9 мая проходит ежегодная школьная акция «Поздравь ветерана с праздником!». Во время прохождения акции учащиеся с родителями и учителями проводят работу по микрорайону: дарят собственные поделки ветеранам, пишут поздравительные открытки-сочинения в форме треугольников. В день Победы проходит «Вахта памяти» в парке им. Горького, где дети возлагают цветы к вечному огню, участвуют в акции «Бессмертный полк». Повышают интерес к изучению героического прошлого Родины встречи со старшими учащимися – членами поискового отряда «Снежный десант», созданного на базе нашей гимназии, которые занимаются увековечиванием памяти погибших солдат в годы Великой Отечественной войны. Такие встречи значат многое, на глазах детей история нашей страны оживает и в дальнейшем, я думаю, кто-то из моих воспитанников пополнит ряды этого движения.
Любовь к Родине начинается с изучения истории и природы своего края, республики. Невозможно вырастить настоящего патриота достойного человека без уважительного отношения к своей малой Родине. Знакомство с историей, традициями татарского народа, достопримечательностями республики, природой Татарстана проходит через различные мероприятия. Так, ребята готовили презентации и проекты «История Казани», «Казань в легендах и сказках моего народа», «Мои земляки - татарстанцы», «Символы Казани и Татарстана», «Театральная Казань», «Красная книга Татарстана», «Животные моего края», «Лекарственные растения моего края» и другие.
И так, в своей статье я поделилась своим опытом работы по патриотическому воспитанию младших школьников. В заключении хочу подчеркнуть, что школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. И я, как учитель, на личном примере должна показывать, что мне не безразлично, какими станут мои воспитанники, что происходит с моей страной, что ожидает нашу Россию в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты.