+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование игр на развитие логико-математических способностей в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Автор: Фоменко Евгения Витальевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №51»

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии как средство развития речи детей с ОНР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Выполнила: воспитатель Фоменко Е.В.

г. Таганрог 2019 г.

 

 

Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направлен-ность . Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости,так как вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Я считаю, что для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия: предоставление ребенку возможность творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятель-ности; атмосфера творчества; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка; комплексное и системное использование методов и приёмов; бережное отношение к процессу и результату детской деятельности организация педагогического процесса на основе интеграции видов искусства; овладение детьми способами изображения и индивидуальный подход к каждому ребёнку; использование нетрадиционных способов и приёмов изображения Использование различных техник рисования в НОД и в свободное время дает положительный эффект.

 Дети знакомились с такими нетрадиционными техниками рисования, как: рисование свечой, углем; акварель + восковые мелки, пальчиковая живопись, монотипия, тампонирование, рисование ладошкой, набрызг, тычок жесткой полусухой кистью, рисование на зеркальной поверхности, рисование печатками и различными предметами, восковыми мелками и свечой, мятой бумагой,  пластилином ,сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.); рисование мыльными пузырями,  гротаж, кляксография с трубочкой; рисование по- сырому, на мятой бумаге; рисование на коврографе с помощью ленточек-липучек. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Хочется отметить наиболее интересные формы работы с детьми: открытые интегративные занятия «Осеннее настроение», «Зимняя сказка»; занятия по изотерапии «Красота красок», «Фантастические образы» ,комплексное занятие с ИКТ «Зимние олимпийские виды спорта», «В гости к бабушке Арине», «Новогоднее приключение», «Осенние причуды», «Весна - красна» и др .Вот уже на протяжении  третьего года совместно с  НГУ им.  Лобачевского на базе нашей группы  развернута работа экспериментальной площадке: «Создание активной практико-ориентированной системы нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании».Мы участвовали в проекте со студентами НГУ им.  Лобачевского «Изотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОНР». Своим опытом я делилась на научно-практическом семинаре Всероссийской конференции «Система нетрадиционных технологий как условие оптимизации здоровьесбережения детей в дошкольном учреждении» ,которая проходила на базе ННГУ, наш опыт опубликован в сборнике «Гуманитаризация как стратегия развития современного образования детей и молодежи» Арзамас ННГУ 2014г, выступала с докладом  в Москве на Всероссийской научно-практической конференции «Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС»

Успех в работе достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, подкреплялись в условиях семьи.С родителями проводилось: Анкетирование «Что вы знаете о нетрадиционных техниках рисования?», «Мастер класс», «Нетрадиционные технологии рисования».Так же проводились консультации:, «Чем полезны занятия творчества?», «Все, что я воображая, на листе изображаю». Совместные выставки работ по лексическим темам(родители + дети) «Мы рисуем настроение», «Осень», «Весна - красна» и др. Устные журналы «Ступеньки творчества» и индивидуальные беседы.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОНР,  способствует  преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОНР

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера изобразительного искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию творческой активности личности.

Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала, развитию творческого воображения в наибольшей степени способствует изобразительное искусство.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников с нарушением речи средствами изобразительного искусства и позволило нам обратиться к изобразительной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития речи и творческих способностей.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы..

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с ОНР, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов. Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.

На занятиях по изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

В системе воспитания и обучения важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию.

Применение нетрадиционных техник на занятии по изобразительной деятельности способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Как известно, дети с общим недоразвитием речи часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Кроме этого, нетрадиционные техники также как и другие виды продуктивной деятельности, благоприятны для развития речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук..

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты и нетрадиционные техники рисования. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития.

Необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки.

На занятиях изобразительной деятельностью успешно развиваются коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.

Дети с речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы).

Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.

Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография»,

мокрую бумагу, нитки, поролон. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости

по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас;

даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере.

Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• атмосфера творчества;

• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• обучение;

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;