23 апреля - Всемирный день книги и авторского права
Автор: Петренко Марина Игоревна
Тема. 23 апреля - Всемирный день книги.
Цели:
- познакомить детей с историей создания книги; профессиями людей, создающих книгу;
- способствовать развитию устной связной речи, познавательной сферы;
- прививать любовь к книге.
Отгадайте загадку. (слайд )
Есть листок, есть корешок,
А не куст и не цветок.
Нет ни ног, нет ни рук,
А приходит в дом, как друг.
На колени к тебе ляжет,
Обо всём она расскажет.
Это книга.
23 апреля ежегодно отмечается Всемирный день книг и авторского права.
Почему книге такое уважение? (слайд)
Книга - источник знаний, источник мудрости.
В ней можно найти ответы на любые вопросы.
Какие книги вы знаете? (слайд)
Существует множество книг: учебники, справочники, энциклопедии, словари, и художественная литература. Из книг мы узнаем много интересного и поучительного.
В современном мире много ярких красочных книг. Скажите, всегда ли книга выглядела так, какой мы привыкли её видеть?
Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое книги. (слайд )
История книги своими корнями уходит в далёкое прошлое. Разные народы по – разному пришли к письменности, используя для письма разный материал.
- Вы знаете, какой материал раньше использовали для письма?
В древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Но камень неудобный для письма материал, так как он твёрдый, жёсткий и тяжёлый.
Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Первыми писать на глиняных дощечках стали в Греции. Острой палочкой писали на ещё влажной и мягкой глине, потом глиняную дощечку сушили и обжигали. Так получались глиняные книги, они – самые древние.
Так же в Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском. Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).
В древнем Египте книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника. Его разрезали на полосы и высушивали. На них писали палочками, обмакивая их в чернила. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка.
На смену папирусу пришел новый писчий материал- ПЕРГАМЕНТ. Книги из пергамента выделывали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон.
В Древней Руси книги писали на берёзовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которое продёргивалась тесёмка.
Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Цай Лунь же предложил новый способ. Он велел своим подручным собирать кору деревьев, остатки тканей и непригодные для рыболовства сети. Затем его работники измельчали эти материалы и замачивали их в воде на долгое время. Когда смесь превращалась в мягкую массу, её нагревали, а затем заливали в специальные формы и выставляли для просушки на солнце. Так и получали первые образцы бумаги, пригодной для письма.
Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке. Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей.
И вот, наконец, в 1440 году Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобрёл первый печатный станок, тем самым открыл новую эру в книжном деле.
- Кто стал первопечатником книг на Руси?
На Руси первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга“Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.
Над первым изданием книгопечатники корпели целых 12 месяцев. Первый нерукописный экземпляр получился поистине шедевром. Увесистый том был в окладе (переплёт) из дерева, которое создатели обтянули тонкой кожей с изумительным золотым тиснением. Большие заглавные буквы украшали невиданные травы и цветы. Первое издание было датировано 1 марта 1564 года. Позднее эту дату стали считать годом основания российской книжной печати. В современной истории Российского государства день православной книги празднуется 14 марта. «Апостол» сохранился до 21 века в неизменном виде, и находится в Московском историческом музее.
Апостол» – это не просто книга, а своеобразная «Азбука» для церковно-приходских школ царских времен.
- Сегодня книги печатают на современном оборудовании.
- Как называется учреждение, в котором печатают книги? (типография). (слайд )
- Кто участвует в создании книги? Люди каких профессий?
Прежде всего, разумеется, автор должен книгу написать. Затем автор отправляет рукопись в издательство по электронной почте. В издательстве читают рукопись и решают, будет ли она интересна и полезна читателю. Если да, начинается работа над книгой. Над текстом работает редактор: следит за логичностью изложения, точностью фактов, устраняет противоречия, правит стиль. Иногда просит автора что-то доработать, переписать. Рукопись читает корректор: исправляет опечатки, орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки. Верстка: верстальщик в специальной компьютерной программе располагает текст и иллюстрации на страницах будущей книги так, чтобы было удобно и приятно её читать; подбирает размер шрифтов текста и заголовков, устанавливает отступы и нумерует страницы. Одновременно над книгой работает художник-иллюстратор. Он читает рукопись, решает, выбирает стиль, в котором лучше всего выполнять иллюстрации, придумывает образы персонажей, отталкиваясь от их характеров и описаний внешности; выбирает самые «живописные» эпизоды и, наконец, создает иллюстрации. Книгу ещё раз читает корректор, чтобы «выловить» пропущенные ошибки и устранить новые, которые могут появиться во время верстки. Сверстанный и выправленный файл (он называется оригинал-макет) отправляется в типографию. В типографиях страницы книги печатаются на больших листах, на которых помещается 8, 16 или 32 страницы, расположенные особым образом (такие листы называются спусками). Так же как страницы книги, печатается и обложка. Человек, который управляет печатной машиной, называется печатником. Отпечатанные листы сгибают (фальцуют) фальцовщики на специальных машинах и подбирают в блок в соответствии с порядком страниц. Брошюровщик накладывает эти листы друг на друга и скрепляет с помощью ниток или клея, склеивает внутренний блок и обложку. Резчик подрезает книжный блок с трех сторон, чтобы имел ровные края. Книгу сушат под прессом, проверяют и упаковывают. Готовый тираж (то есть все напечатанные книги) возвращается в издательство, на склад. Со склада книги развозятся на оптовые базы, а потом в книжные магазины, библиотеки и другие места, где могут встретить читателя… и встречают!
Поставлена последняя точка. Пройдёт время и рукопись превратиться в книгу. Что это будет за книга - сказка для детей или повесть для взрослых,- пока об этом знает только один человек ПИСАТЕЛЬ.
Писатель рассказывает многим, у него тысячи читателей. Значит, и произведение его нужно размножить - напечатать в тысячах экземпляров. Напечатают книгу в типографии, а подготовят к изданию в специальном учреждении – издательстве. Сюда приносит писатель свою рукопись. Писателю интересно знать, что в его рукописи хорошо или плохо, что нужно в ней оставить и что убрать. Кто посоветует как сделать книгу лучше? Такой знающий советчик есть у каждого писателя. Называется он редактор.
Чтобы книгу было интереснее читать, часто в ней размещают картинки – иллюстрации. Работает художник-иллюстратор.
Далее проводится операция – вёрстка. Верстальщик планирует, где будут размещаться иллюстрации, текст, заголовки, размеры шрифтов.
Практическая работа.
-Сейчас вы будете работать в парах и осваивать профессию верстальщика. Вам нужно оформить страницу книги.
- Из предложенного материала вам нужно будет отобрать тексты по своей теме, подобрать иллюстрации и разместить их на странице. Приступаем к работе.
(Каждой паре даются тексты разного содержания, набор картинок).
Представление своих работ.
Итог классного часа.
Посмотрите, какие красивые странички у нас получились. Наши книголюбы оформят книгу, и вы сможете ее почитать. Мы с вами сегодня приняли участие в празднике, который посвящён книге – источнику знаний.
(слайд).
Сейчас существует много различных гаджетов, но книга остается для нас другом. В нее вложили свой труд и душу люди многих профессий. Наше занятие помогло вам по-новому взглянуть на привычный нам предмет – книгу.