Мини-курс
Мода и стиль: из истории моды
Общее развитие
Изготовлением одежды люди занимались с глубокой древности.
Понятия "одежда" и "костюм" во многом сходны, но имеют и существенные различия. Одежда включает в себя белье, платье, чулочно-носочные изделия, обувь и головные уборы. Связанные единством назначения и использования, дополненные аксессуарами, украшениями, прической, макияжем, эти предметы составляют костюм. Именно костюм является выразителем социальной и индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера, эстетического вкуса.
Окраска тела, татуировка были прямыми предшественниками одежды. Узоры татуировки впоследствии переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.
Мода – это популярные, распространенные в данное время в определенной среде вкусы, пристрастия и соответствующие им модели одежды, образцы предметов быта. Особенно активно проявляется мода в костюме, который подвержен наиболее частой сменяемости объемных, плоскостных и линейных форм. Основной деталью костюма древних римлян считают тогу – прямоугольный или полукруглый кусок ткани, который драпируется в виде плаща, и тунику – тип рубахи с короткими рукавами.
В эпоху Средневековья привилегии аристократии нашли отражение в причудливых нарядах, появившихся при бургундском дворе во Франции: роскошные платья со шлейфом и сложные головные уборы у женщин, короткие, с широкими рукавами туники и удлиненные остроносые башмаки у мужчин. Крестьяне же сами изготовляли ткани, украшая их многоцветным рисунком. Во Франции очень модным считался эннен – высокий конусообразный головной убор, и головной убор "бабочка" - проволочный каркас в форме крыльев бабочки, на котором крепилась вуаль. Во все века мужчины и женщины дополняли свой костюм разными мелкими украшениями – аксессуарами. Каждый раз с рождением новой моды появлялись и новые аксессуары.
К середине XVI века на смену многоцветных тканей и мягкости линий пришли темный колорит и строгая вычурность одежды испанского двора. Костюм этого периода был неудобен. Например, мужчины носили толстые накладные животы и короткие, подбитые конским волосом и ватой, набедренные штаны. В 1555 году появились огромные рафы – круглые воротники, иногда достигавшие 23 см в радиусе. Женские платья с узким лифом на корсете имели жесткую вставку, которая зрительно зауживала талию, а юбки были на вертюгалях – каркасах из обручей.
В XVII веке моду на многочисленные ленты и оборки, локоны и перья диктует французский двор. В этот период мужской костюм выглядел более легкомысленным и замысловатым, чем женский. Король Людовик XIV ввел обычай носить при дворе высокие пышные парики, которые символизировали то, что человек занимает высокое положение. При этом голову брили или делали очень короткую стрижку. Простые люди не носили париков, а отращивали длинные волосы. В конце XVII века появилась женская прическа "фонтанж", состоявшая из локонов и крахмальных наколок, конструкции из муслина, кружев и искусственных цветов, которая была укреплена на проволочном каркасе. Эта прическа возвышалась над головой на 15-20 см. Но к началу XVIII века прически уменьшились в размере и стали помещаться под чепцами.
В XVIII веке белая кожа, нарумяненные щеки и накрашенные губы считалась привлекательной чертой внешности мужчин и женщин. В моду вошли черные мушки – искусственные родинки из бархата в виде солнца, месяца или звезд, которые наклеивали на лицо. В те времена считалось, что мыть тело и голову – вредно для здоровья, поэтому слой грима и мушки скрывали дефекты на коже, вызванные различными заболеваниями, а неприятные запахи, исходившие от тела, маскировали духами.
Общественные купания возродился в 18 веке, когда общество признало целительные свойства морской воды и минеральных источников. С 1860 года девушки в Англии и Франции купались в саржевых костюмах, состоявших из глухого лифа на корсете и шаровар, отделанных тесьмой. Купальник типа бикини впервые появился в 1946 году. В XVIII веке появилось несколько стилей женского костюма. Сначала в моде было манто – длинное платье, приталенное сзади, а спереди открывающее нижнюю юбку. Затем на его основе создали контуш – элегантное платье с крупными складками на спинке, ниспадавшими с плеч. Потом появилось платье полонез, которое состояло из нижней юбки и лифа, поверх которых надевали распашное драпированное платье со спинкой из трех частей. Детский костюм того времени почти ничем не отличался от взрослого.
Карманы начали вшивать в одежду только в XIX веке. А в XVIII веке их делали парными и скрепляли тесьмой, которую обвязывали вокруг талии под юбкой. Попасть в карман можно было через прорезь в юбке. Именно в конце XVIII в. – начале XIX в. сумки стали обязательным модным аксессуаром. В 1851 году американец Исаак Меррит Зингер получил патент на швейную машину, и началась эпоха массового производства одежды. А в 1857 году англичанин Чарльз Ворт открыл в Париже первый в истории Дом моды. В начале XX века модными стали женские юбки, которые сужались книзу, женщины могли передвигаться в них только мелкими шажками. В мужской одежде появился костюм-"тройка", который состоял из свободного пиджака, жилета и брюк из той же ткани. Такой костюм носили с фетровой шляпой.
В 1947 году французский кутюрье Кристиан Диор предложил стиль "нью лук" - прилегающий лиф, широкая юбка и туфли на шпильке. В это время были популярны чулки из нейлона со швом и туфли с ремешком на щиколотке. В 50-е годы XX века появилось новое направление мужской моды - "стиляги". Поклонники этого направления укладывали волосы с помощью бриолина, носили длинные пиджаки с бархатными воротниками, декоративные жилеты, галстуки-"шнурки", брюки-дудочки и ботинки на толстой каучуковой подошве. В начале 60-х годов XX века появилась одежда из необычных материалов – прозрачного пластика, металла, бумаги. В моду вошли мини-юбки, брюки клеш. Сапоги были на пике моды – их носили почти со всеми видами одежды: и с пальто, и с платьем, и с жакетом.
Мода XX века сочетает в себе четыре основных стиля: классический, романтический, спортивный и фольклорный. Стиль одежды – это согласованность всех деталей костюма по композиции, форме, цвету, материалу и их подчиненность общему замыслу. Умение носить вещи, способность подать себя, шарм, легкая небрежность и в то же время изысканность – все это делает образ стильным и неповторимым.
Список рекомендуемой литературы.
1. Ермилова Д. Ю. История домов моды. – Москва, 2004.
2. Ефимова Л. В. Костюм в России. XV-начало ХХ века: из собрания Государственного исторического музея. - Москва, 2000.
3. Каминская Н. М. История костюма. – Москва, 1986.
4. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: костюм – вещь и образ в русской литературе 19 века. - Москва, 1989.
5. Кэссин-Скотт Д. История костюма и моды. Наглядная эволюция стилей одежды с 1066 года до настоящего времени: иллюстрированная энциклопедия. - М., 2002.
6. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов: в 4 т. - Москва, 2001.
7. Роуланд-Уорн Л. Костюм. - Москва, 1999
8. Стриженова Т. К. Из истории советского костюма. – Москва, 1972.
Изучив вышеизложенный материал, Вы можете пройти тестирование и получить сертификат об обучении:
Пройти тестированиеСертификат вы получите сразу после прохождения тестирования