Классный час "Такие разные, но мы вместе
Автор: Мухаметзянова Индира Газинуровна
Методическая разработка классный час «Такие разные, но мы вместе»
Мухаметзянова И.Г., педагог-психолог МБОУ Школа №22 г. о. Самара
Аннотация: Инклюзивное образование становится неотъемлемой частью современной школы. «Закон об образовании» говорит о включении детей с ОВЗ в образовательную среду массовой школы и прохождение ими программы с дальнейшим получением документа. Очень большую помощь в социализации оказывают людям с ограниченными возможностями, но мало кто обращает внимание на успешность социализации здоровых людей среди инвалидов. Особенно дети, не встречавшие в жизни таких людей, начинают отталкивать их, появляется непонимание и нежелание продолжать общение. На фоне этого возникают конфликтные ситуации как между обучающимися, так и их родителями. Родители здоровых детей не всегда понимают интеграцию детей с ОВЗ в общеобразовательные классы. Поэтому, главной задачей педагогов как можно больше говорить о толерантности, о детях с ограниченными возможностями здоровья. Воспитывая в детях толерантное отношение, педагог учит быть их не только доброжелательным и уважительным к разным детям, но и понимать проблемы разных людей.
В связи с этим классные руководители обратились за помощью в психологическую службу школы, где совместно с педагогами был создан классный час, для обучающихся 5-6 классов, посвященный данной проблеме.
Цель: формирование позитивного, толерантного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями.
Задачи:
- сформировать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;
- развивать представления об инвалидности, осмысление положения инвалида в обществе.
Ход работы
1. Вступительная часть. Постановка проблемы. Формулирование темы.
Учитель: Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем классном часе, который посвящен одной важной теме. Мы поговорим о человеке и его личностных качествах. А чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Хочу познакомить вас со стихотворением Пита Хейна:
«Терпеть и верить –
Все на свете
Прекрасны –
Взрослые и дети,
Коты, собаки и медведи,
И сослуживцы и соседи.
Терпимость – наш взаимный шанс,
Ведь кто-то - также терпит нас»
Учитель: Как вы поняли смысл этих строк?
Дети: Терпением мы можем добиться больше, чем силой (говорят о терпении).
Учитель: Чем человек отличается от животных? (варианты детей).
Наверное, главное его отличие - это душа. А также доброе сердце. Еще человек обладает способностью любить и понимать.
Учитель: Встречались ли вам люди, к которым особенно важно понимание и забота? Какие это люди?
(Дети высказывают свои предположения)
Учитель: Совершенно верно, это люди с ограниченными возможностями здоровья. Мы сегодня свами поговорим об их особенностях.
2. Основная часть занятия
Учитель: Что происходит, когда человек теряет зрение? (выслушивает детей)
Учитель: Остальные чувства незрячего человека обостряются: слух, осязание, обоняние, вкус. У него развивается: память, фантазия, воображение, интуиция, умение ориентироваться в условиях темноты и ограниченной информации. Сейчас мы с вами поиграем в игру «постройся по росту».
Детям предлагается поучаствовать в игре «Постройся по росту». Вызываются 7 желающих, добровольцев. Желательно выбрать детей разного роста. Одно из важных условий, необходимо завязать глаза.
Инструкция детям: «У вас есть двадцать секунд, чтобы построиться по росту. Можно использовать все возможные способы».
После окончания упражнения важно спросить у ребят: Что они чувствовали? Легко ли быть на месте слабовидящего человека?
Учитель раздаёт памятки корректного отношения к слабовидящему человеку. (Приложение 1) . Посмотрите в памятки и нарисуйте рядом звездочку, если согласны (дети делают пометки в листочках).
Учитель: Сейчас мне бы поговорить с вами о людях с нарушениями речи. В этом нам поможет упражнение «Вкусняшка».
Вызываются три добровольца. Им необходимо раздать маршмеллоу или кукурузные палочки. Попросить их взять в рот сразу несколько штук.
Инструкция детям: «Представьтесь друг другу и скажите, как зовут Вашу маму?»
После нескольких попыток, палочки или маршмеллоу можно съесть. И обязательно задать вопросы ребятам: Как они себя ощущали? Легко ли им было перед всем классом ответить на такие простые вопросы?
Учитель: у людей с нарушениями речи есть свои сильные стороны. Это краткость, эмоциональность, они умеют быстро писать или печатать, говорят только по делу. Загляните в свои памятки (Приложение 1) как правильно можно к ним обращаться. Поставьте рядом сердечки, если согласны (дети делают пометки в листочках)
Учитель: Есть ещё одна категория людей, которым очень непросто живется в нашем мире. Это люди, перемещающиеся в коляске. У них очень много сильных сторон: сильные руки, умение строить подходящий, для себя маршрут, нестандартное мышление, потому что нужно все время придумывать, как дотянуться до нужного предмета. Понять человека на коляске, очень непросто, но мы попытаемся в игре «Прыг-скок».
Учитель вызывает трех добровольцев. Предлагает им подогнуть одну ногу. И прыгая на одной ножке, собрать вещи, разбросанные по классу. Это могут быть шарф, шапка, перчатки. Что-то нужно положить на уровне глаз, какую-то вещь высоко, какую-то пониже.
Инструкция детям: согните одну ногу в колене и, прыгая на другой ноге, соберитесь на улицу. Наденьте шапку, шарф и перчатки у вас на это одна минута.
(После проведения игры, необходимо обязательно отрефлексировать происходящее) Спросите у ребят: в чем были трудности? Как они себя чувствовали?
Учитель: Снова загляните в свои памятки и обязательно посмотрите, как можно обращаться и говорить о человеке, перемещающемся на коляске? Нарисуйте рядом смайлик, если согласен с правилами.
3. Заключительная часть
Учитель: Мы с вами начали наш урок с того, что сказали, чем человек отличается от животных. Умением любить и понимать. Дайте другим шанс, стать вашим другом! Мы все разные: у каждого есть свои особенности. Но это не должно нам мешать дружить и общаться.
На огромной планете очень разные есть дети:
Тихие и шумные, глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.
У одних – большие ушки, у других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете так чудесно будет жить!
Спасибо за внимание!