Мини-курс
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся
Русский язык
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у человека имеются мотивы, вызывающие желание действовать с полной отдачей сил и преодолевать затруднения при продвижении к намеченной цели. С мотивацией деятельности тесным образом связано ее стимулирование. В целях подкрепления и усиления воздействия на школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются поощрение, соревнование, познавательная игра, наказание и субъективно-прагматический метод стимулирования. Стимулирующая функция преподавателя – это одна из педагогических функций, которая имеет своей целью побуждать учащихся к учебным действиям. Эта функция находит свое выражение в организации учебного процесса через формулировку заданий, постановку вопросов, распределение ролей в игровых заданиях, создание ситуаций общения и др. Поощрение – это выражение положительной оценки действий школьников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций, поэтому оно вселяет уверенность. Постоянные поощрения за одни и те же поступки перестают вызывать у ребенка положительный эффект, поэтому в поощрении всегда должен быть эффект неожиданности. К видам поощрения относятся: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, награждение и др. В воспитании педагогически запущенных детей особое значение имеет авансированное поощрение, когда поощряется еще не сам поступок, а его мотивы или только начатое дело. К авансированному поощрению относится и иногда завышенная оценка знаний, являющаяся стимулом для развития дальнейших успехов в учебе. Одобрение учитель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы учащихся, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Неумелое или избыточное поощрение может принести вред воспитанию. Условия правильного применения поощрения следующие: • поощряя, учителя должны стремиться, чтобы поведение ученика мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами • поощрение не должно противопоставлять ученика остальным членам коллектива • поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому? сколько? за что? • поощрение требует личностного подхода. Важно вовремя ободрить неуверенного и отстающего • необходимо соблюдать справедливость, поэтому при решении вопроса о поощрении надо чаще советоваться с членами всего коллектива Соревнование – это метод, направленный на вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, общественной деятельности, на стимулирование развития творческой активности. Организация соревнования – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным и увлекательным. Проводить соревнование нужно по конкретным пунктам, чтобы результаты их выполнения можно было оценить и сравнить. Жесткие условия соревнования можно смягчить игрой. В игре не так остро переживается поражение и остается возможность взять реванш. К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые широко применяются в начальных классах. Они близки к ситуациям переживания успеха, так как тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, которые тоже вызывают яркие эмоциональные переживания. Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми, чувство неудовлетворенности, подталкивая человека к исправлению допущенной ошибки. В современной школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Эффективность метода наказания определяют следующие педагогические условия: • сила наказания увеличивается, если оно исходит от класса или поддерживается им • не рекомендуется применять групповые наказания • наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым • наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии • при наказании нельзя оскорблять ученика Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправданно в исключительных ситуациях. В последние десятилетия к методам стимулирования деятельности и поведения школьников добавился субъективно-прагматический метод. Этот метод основывается на создании условий, когда быть невоспитанным и необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно. Педагоги используют социально-экономическую ситуацию в стране и подчеркивают тесную связь хорошего школьного образования и воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что необразованные и невоспитанные люди имеют мало шансов для получения хорошей высокооплачиваемой работы. Субъективно-прагматический метод имеет следующие модификации: • контракты, которые заключают учащиеся с педагогами, в которых четко определяются обязанности сторон • личные карточки самосовершенствования, которые составляются учениками, педагогами и родителями • дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности • мониторинг • тесты воспитанности, социальной зрелости и т. п. • штрафы К методам стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности относятся: создание ситуации новизны, занимательности, эмоционально-нравственных переживаний, опоры на жизненный опыт, игры, методы рефлексии и другие. В процессе воспитания и образования преподавателям необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников для достижения наилучшего результата. Список рекомендуемой литературы. 1. Виненко В. Г. Общие основы педагогики: учебное пособие. – М., 2009. 2. Корнетов Г.Б. Общая педагогика: учебное пособие. - М., 2003. 3. Островский Э. В., Чернышова Л. И. Психология и педагогика. – М., 2007. 4. Педагогика: уч. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2011. 5. Подласый И. П. Педагогика: учебник. – М., 2009. 6. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М., 2005. 7. Современный психологический словарь / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб., 2007. 8. Столяренко А. М. Общая педагогика: учебное пособие. - М., 2006
Изучив вышеизложенный материал, Вы можете пройти тестирование и получить сертификат об обучении:
Пройти тестированиеСертификат вы получите сразу после прохождения тестирования