+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока по окружающему миру "Животные живого уголка

Автор: Кириллова Людмила Николаевна

 

Тема. Животные живого уголка.

Цель урока:познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода  за этими животными.

Планируемые результаты:учащиеся осознают значение содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека; научатся ухаживать за животными живого уголка.

Оборудование:

1.Учебник. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 2011

2.Тетрадь рабочая. А.А.Плешаков– М.: Просвещение, 2013

3.Компьютер. Презентация « Животные живого уголка».

4.Звуки пения кенара.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,
      Начинается урок.
      Наши ушки на макушке, 
      Глазки широко открыты,
      Слушаем, запоминаем,
      Ни минуты не теряем!

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. (Работа по периметру класса.)

-Сейчас мы с вами вспомним комнатные растения. Я предлагаю внимательно послушать задание  и указать рукой на соответствующую  фотографию.

Викторина «Знаешь ли ты?»

1.«Зелёный паучок» - растение с длинными свешивающимися усами,на которых вырастают растеньица – детки. (Хлорофитум.)

2.Растение, которое имеет прозвище ванька - мокрый. ( Бальзамин.)

3.Растение со свисающими веточками. (Традесканция.)

4.Растение, которое похоже  на зелёного ёжика. (Кактус.)

5.Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ.)

6.Очень распространенное комнатное растение с цветками розового, белого, красного цвета,которые собраны в зонтик. Хорошо очищает воздух. (Герань.)

-Молодцы!  Мне осталось пожелать так же хорошо работать в течение всего урока

3. Самоопределение к деятельности.

 - Итак, сейчас мы вспомнили, какие растения человек разводит дома.

-Какие животные называются домашними? (Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.)

- С какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилища? (Домашние животные приносят пользу человеку.)

 -Вспомните, какую пользу человеку приносят домашние животные:

Коровы (молоко, мясо, шкура)

Козы (молоко, шерсть)

Свиньи (мясо, кожа)

Куры (яйцо, перо, мясо)

Гуси (яйцо, перо, мясо)

Пчелы (мед, воск)

- Посмотрите на экран. Кого из перечисленных домашних животных мы не назвали? ( На слайде выведены слова: корова, куры, пчела, морскаясвинка, коза, канарейка, гусь, хомяк, черепаха, свинья.)

-А какую пользу приносят они? (Они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т.д.)

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О домашних животных.)

-Откройте учебники,  прочитайте тему урока на с.80 . (Животные живого уголка.)

- Как вы думаете,какуюцель мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

-Прочитайте, правильно ли вы предположили, в учебнике.( Чтение на с.80 в учебнике.)

4.Работа по теме урока.

1. Беседа, работа по учебнику.

Рассказ учителя.

- Очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе плохо или у человека грустное настроение, достаточно в течение 10-15 мин понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится.

-Сегодня мы поговорим об этих животных. Расскажите, у кого какие животные живут дома (в квартире)?(Ответы детей.)

- Конечно же, не у всех детей есть животные, потому что не позволяют жилищные условия, или ещё какие-нибудь причины.

Чтобы завести дома какое-нибудь животное, надо больше о нем узнать.На первый взгляд кажется, что все просто замечательно: например,  пришел домой, а там тебя ждет твой друг – собака, ты с ней попрыгал, поиграл, и все. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять, еду для нее приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать и т.д. Захочется ли вам взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести животное, надо все о нем узнать.

-Послушайте внимательно, о чём идёт речь?

1. Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум)

- Для чего он нужен? Кто его жители? (В нем живут аквариумные рыбки.)

-Предлагаю послушать вам о них рассказ.

2. Сообщения детей.

Аквариумные рыбки. Родина большинства аквариумных рыбок –жаркие страны. Все они теплолюбивы, им нужна температура воды не ниже 25°.Поэтому у нас они могут жить только в тёплых помещениях (в аквариумах). Аквариум с экзотическими рыбками подогревают электрической лампой или специальным нагревателем.

Меченосец. Родиной этой рыбки являются воды Мексики, Гватемалы, Гондураса. В Европу, а вскоре и в Россию, эти рыбки были завезены в 1909 году. Самки меченосцев достигают в длину 12 см, а самцы только 8 см. Своим названием эти рыбы обязаны «мечу» на нижнем крае хвостового плавника у самцов. Меченосцы миролюбивы и легко уживаются со всеми обитателями аквариума.

Очень интересна рыбка гуппи. Она не откладывает икру, как все другие рыбки. Примерно раз в месяц у нее рождаются живые мальки. Как только брюшко у рыбки станет широким, толстым, её отсаживают в отдельную банку, иначе взрослые рыбки могут поесть родившихся мальков. Как толькомальки появляются, самку пересаживают обратно в аквариум. А через недельку-другую в аквариум пересаживают и подросших мальков.

 

Гурами–рыбка, украшенная блестящими пятнышками, напоминающими жемчужины. Длина тела до 11см. Спереди на брюшке две длинные нити, которые служат органом осязания. Родина этих рыбок – Юго-Восточная Азия.

- В аквариум можно поселить макроподов и данио - рерио.

Макроподы обычно бывают длиной 5-6 см. Тело у них с яркими поперечными полосками. Родина этих рыбок – Китай.

Данио–рерио  - изящные проворные рыбки, украшенные продольными полосками. Обычно держатся стайкой. Длина около 4 см. Родина – Индия.

-Как следует ухаживать за рыбками, посмотрите на экран.

 

3. Беседа.

-Итак, сделаем вывод, о какихаквариумных рыбках узнали?Ответы детей)

-Как следует ухаживать за рыбками? (Ответы детей)

-В живом уголке живёт и …(слайд с изображением попугая) попугай!

5. Физкультминутка

ПОПУГАЙ

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(Делать приседания.)

Прыгал,кланялся, шалил,

(Наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.

 

6.Продолжение работы по теме урока.

-Мы с вами познакомились с аквариумными рыбками. Но вживом уголке можно встретить и других обитателей.А каких именно вы узнаете, выполнив задание.

1.  Групповая работа. (Работа с пазлами.) Сообщения учеников.

-Ребята, мы сейчас будем работать в группах. У вас на партах есть конвертики с пазлами. Распределите обязанности. Соберите их.  Приклейте на лист бумаги  и вы познакомитесь с другими животными живого уголка.

-Кто на фото ?(Фото попугая у учеников1 ряда.Выступление подготовленного ученика).

Попугайчики – очень красивые птицы. Они легко переносят неволю и живут в клетке по несколько десятков лет. Всего известно более 300 видов попугаев. Попугаи общаются резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Но они могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.

-Кроме попугаев, можно приручить и других птиц.

Канарейка. Свое название получила от наименования группы островов – Канарские. Канарейка – одна из немногих полностью одомашненных птиц. В природе птицы серо-зеленого цвета. В неволе же люди вывели множество оригинальных разновидностей. Для содержания этих птичек необходима клетка. Канарейка радует человека своим пением. Она поет почти круглый год. Самое лучшее пение бывает весной. У канареек поет самец – кенар. Самки поют очень редко. Давайте и мы послушаем пение канарейки (прослушивание).

Итог.- О каких птицах узнали?

Фото морской свинки –у 2 ряда. (Выступление подготовленного ученика)Морские свинки – это маленькие очень симпатичные грызуны, завезенные к нам из Америки. Они неприхотливы в еде, быстро размножаются, но очень подвержены всевозможным заболеваниям: плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их нужно в светлом сухом помещении, но в специальной клетке, которую необходимо убирать каждый день. Кормят их морковью, свеклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно ставить чистую воду.

Фотосирийского хомячка – у 3 ряда. (Выступление подготовленного ученика.)

Сирийские хомячки – толстенькие веселые зверьки величиной с крупную мышь, с большими глазами и яркой пушистой шубкой. Резвятся они совершенно как кошки и собаки. Они не кусаются, не грызут мебель, им можно позволять свободно бегать по комнате. Дом для них можно устроить в старом аквариуме. Ухаживать за ними очень легко.

- Ребята, в живых уголках можно содержать ещё очень интересных зверьков. Отгадайте. Они мультипликационные герои, постоянно обижали кота, призывающего жить дружно. (Мыши.)

 Белых мышей держат в доме издавна. Живут они в специальных клетках. Эти белоснежные зверьки с розовым носиком и длиннющими усами очень умны. Они очень хорошо приручаются и дрессируются. Потомство приносят 3-4 раза в год. Целыми днями можно смотреть за играми малышей – так они забавны и красивы.

- Можно держать дома и черепах, они лучше всего чувствуют себя при температуре +18…+20 С. При более низкой температуре они малоподвижны. Кормить их можно земляными червями, сырым мясом, рыбой, живыми головастиками.

Итог.- О каких зверях узнали? Есть ли в нашем городе уголок,  где можно пообщаться с животными, правда, дикими) (В парке им. Николаева, в МТВ проходят выставки.)

7.Рефлексия.

- Какую цель поставили в начале урока?

- Достигли мы цели?  Оцените свои достижения.(  Ученики показывают круги соответствующего цвета.)

- Каких животных мы можем поселить в живой уголок?

-А какой уголок дома, квартиры можно назвать живым? (место, где живут живые существа).

-Почему человек дома разводит таких животных, как канарейка и черепаха? (Присутствие животных успокаивает, положительно влияет на человека, воспитывает в нем добрые качества, любовь ко всему живому).

- Помните: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (С. Экзюпери «Маленький принц»)

Люди заводят множество домашних любимцев. Однако первое, о чем мы должны помнить, заводя животное, что мы берем на себя полную ответственность за него. Нельзя только играть и развлекаться с ним, надо ежедневно ухаживать за своим питомцем. Для каждого животного существуют свои правила ухода, и ,прежде чем завести себе «друга», нужно узнать все его повадки, характер, правила ухода и кормления. Ну и конечно же надо хорошо подумать, а готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

-Кого из животных живого уголка вам хотелось бы завести? Закройте глаза, загадайте желание (звучит музыка). Откройте глазки (на экране «золотая рыбка» ).

Мне хочется, чтобы желания , которые вы загадали когда – нибудь исполнились. А эта маленькая рыбка стала бы вашим помощником в приобретении новых знаний.

 

 

 

Домашнее задание

1.Рабочая тетрадь: №3,4 (с.31)

2.Подготовить сообщение о своём питомце.

 

 

-Молодцы.Спасибо за урок.