+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Деятельность педагога-психолога психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

Автор: Шарафутдинова Светлана Станиславовна

 

Деятельность педагога-психолога психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

В настоящее время уделяется максимум внимания созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во всех образовательных организациях.  Для этого необходима упорядоченная, своевременная работа психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (далее ПМПк ОО). ПМПк ОО является одной из форм взаимодействия специалистов, объединяющихся для сопровождения воспитанников, обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Основной целью ПМПк ОО является создание оптимальных условий для пребывания, воспитания и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями.

Работа членов консилиума любого образовательного учреждения регламентируется следующими документами:

1.                  Инструктивное письмо Министерства образования РФ( приказ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. « О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательных учреждений»)

2.                  Конвенция о правах ребенка

3.                  Закон РФ « Об образовании» от10.07.1992 г. № 3266-1

4.                  Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ

5.                  Семейный кодекс  РФ

6.                  Устав образовательного учреждения

7.                  Договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка

Члены консилиума ОО осуществляют работу в соответствии со своими должностными инструкциями. Иногда незнание нормативных документов приводит к нарушениям в работе,  несвоевременному оказанию помощи нуждающимся детям. К ним относятся воспитанники и обучающиеся с установленным зональным ПМПК статусом «ОВЗ», а также дети, не имеющие статуса, но нуждающиеся в специальных образовательных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации  и  обучения.

Далее рассмотрим особенности работы педагога-психолога в рамках ПМПк ОО. Цель деятельности педагога-психолога – создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Для  осуществления своевременной, комплексной помощи особенно важна ранняя диагностика адаптации детей и особенностей их развития. Педагог-психолог начинает свою работу с получения согласия родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение детей, разъясняя в доступной форме необходимость проведения запланированных  мероприятий, действуя согласно своему плану работы на учебный год или в рамках возникшего запроса ПМПк. Согласие оформляется на соответствующем бланке с указанием перечня используемых методик. Подбор стандартизированных, валидных (надежных) методик педагог-психолог определяет сам, учитывая возрастные особенности обследуемых детей.  Для уточнения нарушений в развитии возможен подбор идентичных заданий, дублирующих друг друга методик.

            Индивидуальная диагностическая работа должна начинаться с изучения анамнеза ребенка в амбулаторной карте из поликлиники по месту жительства, а не со слов родителей. В случае выявленных отклонений в физическом и речевом развитии педагог-психолог при необходимости может просить заключение невролога, психотерапевта, врача-психиатра или логопеда. Затем  исследуются особенности развития основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, педагог-психолог реализует диагностическую функцию ПМПк, а именно распознает причины и их характер отклонений в развитии и/или недостаточном усвоении программы обучения.

Далее членами ПМПк обсуждаются результаты по проведенной диагностической работе и все аспекты создавшейся неблагополучной ситуации. Психолог на данном этапе помогает воспитателям/учителям с разных точек зрения подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, пониманию его интересов и склонностей, показывает сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений со взрослыми и сверстниками, отражает особенности его самооценки, уровня притязаний, эмоционального настроя.  Именно педагог-психолог  должен обеспечить понимание причин отклонения от нормы и с оптимистической позиции разъяснить  перспективы его дальнейшего развития.

На основе полученных результатов важно наметить реально реализуемую работу со всеми участниками образовательного процесса. Следует принимать решение по подбору необходимых мероприятий, учитывая интересы самого воспитанника/обучающегося. Совместно с родителями ребенка выбираются предложенные специалистами ПМПк ОО конкретные программы  воспитания и обучения по оказанию необходимой помощи. Возможно составление индивидуального коррекционного маршрута, плана психолого-медико-педагогического сопровождения с установленным сроком. На данном этапе педагогом-психологом намечается коррекционно-развивающая работа с ребенком или группой детей, разрабатываются рекомендации работникам образовательного учреждения и родителям ребенка. Либо рекомендуется обращение в зональную ПМПК для прохождения процедуры освидетельствования проблем в развитии ребенка и получения рекомендаций по созданию специальных образовательных условий. В соответствии с методическим рекомендациями письма МО РФ от 23.05.2016 г. № ВК- 1074/07 о совершенствовании  деятельности ПМПК необходимо подготовить психологическую характеристику на воспитанника/обучающегося ОО в рекомендованной форме:

Заключение (представление) педагога-психолога

1.ФИО ребенка_______________________________________________________________________

2.Дата рождения_____________________________________________________________________

3.Дата и  время проведения обследования ________________________________________________

4. Присутствие третьего лица (родителя, законного представитель)______________________________________________________________________

5.Методики обследования_____________________________________________________________

      I .Особенности аффективно-личностной сферы:

7.Контакт___________________________________________________________________________

8.Интерес ___________________________________________________________________________

9. Особенности эмоционального реагирования

10.Преобладающий фон настроения ____________________________________________________

11. Специфические симптомы  ( не смотрит в глаза, грызет ногти,  стереотипные движения, иное)______________________________________________________________________________

12. Способность к волевому усилию____________________________________________________

13. Устойчивый/неустойчивый интерес к заданиям________________________________________

14. Темп деятельности________________________________________________________________

15. Работоспособность________________________________________________________________

16. Внешние проявления утомления_____________________________________________________

17. Особенности психических процессов (гиперактивность, подвижность) ____________________

II.  Интеллектуально-мнестическая деятельность

Понимание инструкций _______________________________________________________________

Ориентировка в задании ______________________________________________________________

Целенаправленность действий_________________________________________________________

Особенности речи____________________________________________________________________

Способность к переносу задания________________________________________________________

Обучаемость_________________________________________________________________________

Виды оказываемой помощи (направляющая, стимулирующая, организующая, обучающая) __________________________________________________________________________________

Объем оказываемой помощи (в легком, умеренном, выраженном объеме) ___________________

Мышление:

повышенная конкретность мышления _____________________________________________________                                                     

искажение процессов обобщения _________________________________________________________

способность к вербализации своих рассуждений ____________________________________________

Оценка интеллекта_____________________________________________________________________

Диагностический вывод: ________________________________________________________________

Рекомендации_________________________________________________________________________________

 Так  психолог со своей стороны реализует коррекционно-реабилитационную функцию ПМПк ОУ.

Обязательной в работе педагога-психолога в рамках ПМПк является оценка эффективности коррекционно-развивающей работы по сопровождению детей с нарушениями и особенностями в развитии. Для этого проводится повторная диагностика, фиксирующая динамику в состоянии ребенка. Оформляется документация требуемым образом.

 

На современном этапе педагог-психолог незаменимый специалист в любом образовательном учреждении. Повышение эффективности работы психологов ОО зависит от соблюдения в практике этических принципов и правил. Объем работы регулярно увеличивается, поэтому важно использовать активные часы по назначению. Для решения возникших вопросов  педагог-психолог может обратиться за консультацией в зональные ПМПК г. Уфы (структурное подразделение ГКУ РПМПК Южная ЗПМПК т. 237-09-92, структурное подразделение ГКУ РПМПК Северная ЗПМПК т. 240-18-15), в случае конфликтных ситуаций в Республиканскую ПМПК ( т. 284-18-47).