+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "Перелётные птицы. Грач

Автор: Валькович Елена Игоревна

Тема:  Беседа «Перелётные птицы. Грач»

Образовательные задачи: расширить знания детей о граче (показать сходства и различия с вороном и вороной); уточнить знания детей о птицах как живых существах: питаются, летают. Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах; классификация на основе связи между кормом и способом его добывания.

Развивающие задачи: развивать связную речь через описательный рассказ по картинкам и мнемотаблицам; логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы.

Обогащение словаря: орнитолог.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, способствовать воспитанию любви к птицам.

Оборудование: запись голосов грача, вороны, ворона; мнемотаблицы; презентация, картинки.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке сада, рассказ воспитателя о птицах, показ картинок с изображениями птиц.

Форма организации: фронтальная; дети сидят за столами , поставленными полукругом.

 

Ход занятия:

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

примечание

Вводная часть: организационный момент.

Ребята, как вы думаете, сколько на нашей Земле птиц?

На нашей планете обитает около 10000 видов птиц,  и это  лишь те виды, которые открыты и описаны на данный момент. В одной только России их порядка 600 разновидностей.

Что вы знаете о птицах?

Чем похожи птицы?

 

Чем отличаются?

 

 

Как называются птицы, которые питаются насекомыми?

Назовите насекомоядных птиц.

Как называются птицы, которые питаются мелкими животными?

Назовите примеры хищных птиц.

 

Ребята, вы много знаете. А откуда вы узнали о птицах?

 

 

Птицы, обитающие на нашей планете, многочисленны и разнообразны. Одни постоянно живут на определённых территориях. Другие перебираются с места на место.

Третьи улетают порой довольно далеко от родных мест, а потом возвращаются обратно. Конечно же, такое разнообразие нуждается в самом подробном изучении,  которым и занимается специалист-орнитолог. Задачи орнитолога: наблюдение, изучение образа жизни, рациона питания, поведения, а также охрана редких видов.

Сегодня я вам предлагаю побыть учёными и узнать новое о знакомой всем птице. Согласны?

Кто занимается изучением птиц?

Кем мы с вами будем сейчас?

Основная часть

Уважаемые коллеги, сегодня наша встреча посвящена перелётным птицам, а особенно одной птице, о которой я скажу несколько позднее. Сначала давайте вспомним, каких птиц мы называем перелётными?

 

 

 

Каких перелётных птиц вы знаете?

 

Почему птицы улетают?

Куда они улетают?

Благодаря орнитологам, люди смогли узнать маршрут перелёта птиц. На ножку птицы надевали кольцо, на котором было написано название места, откуда птица улетает. А то место, куда она прилетит, отмечали на карте. И так наблюдали за разными птицами многие учёные в течение долгих лет.

А теперь послушайте голоса 3 птиц, и попробуйте угадать, кому они принадлежат.

 

 

Голоса очень похожи, но всё-таки немого отличаются. 1й и 3й голоса похожи – это грач и ворона. 2й голос принадлежит ворону, он кричит «кр, кр». Давайте посмотрим, внешне отличается грач от вороны и ворона.

 

 

Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.

Уж вы пташечки щебетушечки,

Прилетайте к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

Грач – это перелётная птица, но в последнее время грач никуда не улетает, а зимует с нами. Грача можно увидеть почти повсюду.

Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями. Гнёзда на одном дереве называется грачевник.

Эти трудолюбивые птицы дружно приступают к починке своих гнезд, поврежденных зимними вьюгами, строят новые гнезда. Их деловитая важность всегда привлекает внимание. Они не праздные птицы, они всегда в труде и всегда селятся недалеко друг от друга.

Грачи живут парами,

 Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам - выстилают сухой травой и тонкими ветками.

Кормит семью грач. Он улетает далеко от гнезда за кормом, а потом кормит и самку и птенцов. Грачи в отличие от многих воробьиных не кормятся в непосредственной близости от гнезда. Далеко разлетаясь по свежевспаханным полям, грачи собирают в клюв жучков и возвращаются к птенцам.

Кто может рассказать о граче?

 

Заключительная часть.

Анализ:

Ребята, что нового вы узнали?

Кто занимается изучением птиц?

Что вам понравилось?

Вы сможете отличить грача от вороны или грача?

 

 

Предположения  детей.

 

 

 

Ответы детей.

У птиц есть клюв, крылья, хвост, оперение.

Птицы различаются цветом оперения, величиной, хвостами, клювами.

Насекомоядные.

Ласточки, стрижи, грачи.

Хищные птицы.

Совы, орлы, ястребы, чайки, аисты.

Из книг, из передач о животных, из рассказов воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орнитолог.

Орнитологами.

 

 

 

 

Птицы, которые улетают в тёплые края осенью, а весной возвращаются, называют перелётными.

Стрижи, ласточки, скворцы, грачи, соловьи, журавли.

Им не хватает корма.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Предположения детей.

 

 

 

 

 

По наводящим вопросам дети находят отличия во внешнем виде птиц.

 

Дети встают в круг и повторяют за воспитателем слова и движения (машут руками как птицы крыльями). Садятся на свои места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ по картинкам о жизни грача.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Напоминаю, что с места выкрикивать нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включаю запись голосов вороны, грача, ворона.

 

 

Продолжение презентации.

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбираю ребёнка из числа желающих.

 

Спрашиваю неактивных детей.

 

Подведение итогов.