+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Экологическое воспитание школьников

Автор: Лапердина Марина Викторовна

 

 «Экологическое          образование  и воспитание  во  внеурочной деятельности»

 

                      Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человека  на окружающую среду стала очень острой .

В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к природе и к окружающей среде» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

      Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

     Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить несколько направлений работы.

Познавательное направление работы. Оно включает в себя такие виды работы, как беседы ,дискуссии .

       Используя детский опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр  может вызвать эмоциональные реакции  у учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края», «Мое любимое животное», « Как сохранить нашу Землю» и др.). После бесед  можно провести конкурс  рисунков .

Также  можно отнести следующие виды внеклассных мероприятий: праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия и т. п. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, наши педагоги используют экологические праздники « День птиц»   Также у нас проводилась экологическая игра «День Земли». Главная идея этой игры – как сохранить красоту Земли? Дети путешествовали по нашей планете в воображаемой машине времени..

   Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.  

     В практическое направление работы по экологическому воспитанию следует включать такие мероприятия, как посадка цветов на клумбы и уход за ними, озеленение классов, подкормка птиц и другие подобные мероприятия.

В нашей школе регулярно проводятся такие акции как «Экологический десант», «Клумба нашего класса» и др. Следует сказать, что практическое направление работы реализуется круглогодично. Зимой в рамках этого направления мы подкармливаем птиц, весной – озеленяем территорию школы и классы, в течение всего лета осуществляется уход за клумбами, экологические десанты по уборке территории весной и осенью .

И, наконец, исследовательское направление включает в себя такие виды внеклассной работы, как экскурсии, наблюдения, опыты и т. п.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии.

    На экскурсиях  дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.

 Учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проекты, выполняемые учащимися, осуществляются при помощи родителей. В процессе работы над проектами дети ищут информацию в энциклопедиях, в Интернете, учатся самостоятельно делать выводы.

  Внеклассная работа по экологическому воспитанию достаточно увлекательна и интересна. Наши учащиеся с удовольствием принимают в ней участие. Им интересно что-то совместно создавать   (например, поделки из природного материала, озеленять свой класс, ухаживать за своей клумбой). Дети с удовольствием привлекают к своей работе родителей (проект «Моя кормушка» « Поделки из природного материала). Некоторые коллективные экологические мероприятия имеют соревновательный момент, а это тоже вызывает у детей немаловажный интерес.

         Большое значение в экологическом воспитании детей придаётся проведению походов  совместно с родителями . Ребята не только отдыхают в походе ,но и  проводят  совместно с родителями экологический десант . Два раза в год весной и осенью мы выезжаем  на реки , которые находятся в близи поселка , а так же в Уланскую рощу . Где  ребята  со своими родителями  очищают  территорию от загрязнения.

При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания.                                                

Любой поход для детей имеет воспитательное значение. Ребята учатся общению между собой, у них воспитывается взаимовыручка, чувство коллективизма, ответственности за себя и друзей. Развиваются двигательные  навыки  и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем мире. 

        Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.

Сложная экологическая ситуация,  выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача  начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим  миром, основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждении

  Хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется  через систему занятий, а также  внеклассных мероприятий.

 

 

 

  

  

 «Экологическое          образование  и воспитание  во  внеурочной деятельности»

 

                      Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человека  на окружающую среду стала очень острой .

В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к природе и к окружающей среде» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

      Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

     Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить несколько направлений работы.

Познавательное направление работы. Оно включает в себя такие виды работы, как беседы ,дискуссии .

       Используя детский опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр  может вызвать эмоциональные реакции  у учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края», «Мое любимое животное», « Как сохранить нашу Землю» и др.). После бесед  можно провести конкурс  рисунков .

Также  можно отнести следующие виды внеклассных мероприятий: праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия и т. п. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, наши педагоги используют экологические праздники « День птиц»   Также у нас проводилась экологическая игра «День Земли». Главная идея этой игры – как сохранить красоту Земли? Дети путешествовали по нашей планете в воображаемой машине времени..

   Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.  

     В практическое направление работы по экологическому воспитанию следует включать такие мероприятия, как посадка цветов на клумбы и уход за ними, озеленение классов, подкормка птиц и другие подобные мероприятия.

В нашей школе регулярно проводятся такие акции как «Экологический десант», «Клумба нашего класса» и др. Следует сказать, что практическое направление работы реализуется круглогодично. Зимой в рамках этого направления мы подкармливаем птиц, весной – озеленяем территорию школы и классы, в течение всего лета осуществляется уход за клумбами, экологические десанты по уборке территории весной и осенью .

И, наконец, исследовательское направление включает в себя такие виды внеклассной работы, как экскурсии, наблюдения, опыты и т. п.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии.

    На экскурсиях  дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.

 Учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проекты, выполняемые учащимися, осуществляются при помощи родителей. В процессе работы над проектами дети ищут информацию в энциклопедиях, в Интернете, учатся самостоятельно делать выводы.

  Внеклассная работа по экологическому воспитанию достаточно увлекательна и интересна. Наши учащиеся с удовольствием принимают в ней участие. Им интересно что-то совместно создавать   (например, поделки из природного материала, озеленять свой класс, ухаживать за своей клумбой). Дети с удовольствием привлекают к своей работе родителей (проект «Моя кормушка» « Поделки из природного материала). Некоторые коллективные экологические мероприятия имеют соревновательный момент, а это тоже вызывает у детей немаловажный интерес.

         Большое значение в экологическом воспитании детей придаётся проведению походов  совместно с родителями . Ребята не только отдыхают в походе ,но и  проводят  совместно с родителями экологический десант . Два раза в год весной и осенью мы выезжаем  на реки , которые находятся в близи поселка , а так же в Уланскую рощу . Где  ребята  со своими родителями  очищают  территорию от загрязнения.

При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания.                                                

Любой поход для детей имеет воспитательное значение. Ребята учатся общению между собой, у них воспитывается взаимовыручка, чувство коллективизма, ответственности за себя и друзей. Развиваются двигательные  навыки  и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем мире. 

        Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.

Сложная экологическая ситуация,  выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача  начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим  миром, основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждении

  Хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется  через систему занятий, а также  внеклассных мероприятий.