+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Внеурочное занятие по основам православной культуры "Православный храм

Автор: Гридасова Валентина Васильевна

Внеурочное занятие по основам православной культуры

4 класс

Подготовила:

учитель начальных классов МБОУ Орменская СОШ имени поэта Н.Н.Денисова

Выгоничского района Брянской области

Гридасова Валентина Васильевна

Тема: Православный храм

Цель:

Познакомить учащихся с понятием «православный храм», с внешним видом и внутренним устройством православного храма.

Развивать логическое мышление, речь, словарь, интерес к изучению отечественной культуры и истории родного края.

Воспитывать уважительное отношение к православной культуре, её правилам и нормам.

Формы организации работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.

 

Ход урока

1.    Орг. момент

       - Добрый день, ребята. Я думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь

 

Вы все готовы?

Тогда за работу.

Успехов желаю я вам.

2. Самоопределение к деятельности

 - А сейчас послушайте загадку, которая поможет определить тему нашего занятия.

Это дом - не просто дом

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола

Бим-бом-бом. Дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом,

Ходят в трепете святом,

По утрам и вечерам. Это – (дети отвечают хором православный храм ) – На слайде изображение храма

- Ребята, так какова же тема нашего занятия? (дети называют)

( прикрепляю на доску название темы урока )

- Ребята, посмотрите на экране изображены два здания, нужно среди них найти и показать  православный храм. (ученик показывает)

- А как ты догадался, что это православный храм?

- Итак, ребята мы сегодня познакомимся  с понятием «православный храм», с внешним видом и внутренним устройством православного храма, научимся правильно вести себя в храме, поговорим о храмах нашего края.

3. Работа над новым материалом (на слайде «храм»)

1) чтение стихотворения учеником

 Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят.

Девы Пресвятой святые взгляды,

Прямо в душу ласково глядят.

 

2) фронтальный опрос

- Ребята, что такое православный храм? ( православный храм - это дом Божий.  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды:  венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.)

- Ребята, кто из вас посещал православный храм, поднимите руки.

- Расскажите с кем вы посещали храм? Что интересного увидели?

3) вводное слово учителя о храме.

- У каждого человека есть дом, в котором он живет вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом и для верующих в Бога людей.

Этот дом называется православным ХРАМОМ. Это специальное здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки, проводят обряды:: венчание, крещение, отпевание.

 - Ребята, в словаре Ожегова даётся точное определение что такое храм, найдите пожалуйста и прочитайте (ученик читает)

- Храм имеет и другие названия: церковь, часовня, собор. Эти слова звучат по разному, но значение имеют одно и то же. Как называют в русском языке такие слова? В крупных городах большие храмы называются соборными или просто собор. (прикрепить на доску 3 собора)

 Верующие во Христа любят свой Божий дом, потому что в храме душа верующего находит спокойствие и защиту.

4) наружное устройство храма

- Первые православные  храмы на Руси появились после принятия христианства  в 988 году. Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство города или села. Православный храм ставили на возвышенности, чтобы он был виден издалека,  на красивом  месте. Многие храмы имеют форму корабля, в народе о таком храме говорят: плывёт по житейскому морю, где люди спасаются от жизненных бурь . Храмы  могут строиться в форме креста, круга . Здание храма завершают сверху купола. Количество куполов на храме бывает разным от 1, что символизирует одного бога, до 13 в честь духа Христа и 12 апостолов.

-  Купола имеют форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой,

или форму «маковок» - символ горящей свечи. Купол заканчивается крестом. Церковное крыльцо перед входом в храм называется паперть.

Над входом в храм, а иногда и рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

- Созывать верующих к богослужению.

- Выражать торжество церкви и её богослужений.

-Возвещать присутствующим  в храме о времени совершения особенно важных частей богослужения.

   Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

5)  внутреннее устройство храма

- Ребята, а сейчас вы сможете заочно побывать в храме и познакомиться с внутренним устройством храма.. Вы посмотрите небольшой видеоролик  «Внутреннее устройство храма».

4. Работа с кроссвордом ( работа в группе - разгадать кроссворд) – ключевое слово «Брянск»

5. Слово учеников о Брянске:

1) Брянск - очень старинный город. Сначала он носил имя Дебрянск. Одни утверждают, что это название связано со словом «дебрь» - это означает « овраг или гористая местность». Другие считают, что поводом для названия послужили густые, непроходимые леса нашего края – дебри.

2)Нашим городом можно гордиться, красотою его и судьбой.

Он по паспорту старше столицы, а по виду совсем молодой.

И когда полыхала планета, город вышел на битву с врагом,

Партизанская площадь согрета и цветами, и Вечным огнём.

Город Брянск – золотые рассветы и Десна в голубых берегах.

Удивительны улицы летом, корпуса заводские в садах.

3) Родина – Россия, ты у нас одна…

Маленькая Родина – Брянщина моя.

Здесь леса дремучие, озёра и поля.

Манят волшебством своим и зовут меня…

Ярких одуванчиков дружный хоровод

Закружив, взял за руки, за собой ведёт…

4) Брянский край красивый, краше не найдёшь

Даже в день дождливый, как же он хорош!

У Десны – певуньи сказочный уют.

Вдаль бежит шалунья плещет изумруд.

Над рекою ива, неба бирюза, Прячется стыдливо тонкая лоза.

За густой осокой сосен малахит,

На горе высокой город Брянск стоит.

6. Презентация "Храмы города Брянска"

- Ребята, на территории города Брянска есть несколько храмов

7. Сообщение учителем.

 - На территории Выгоничского района тоже есть храмы.

 п.Выгоничи – храм во имя Николая Чудотворца. Священник отец Анатолий.

с.Красное – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Священник отец Михаил.

с.Городец- -храм в честь Флора и Лавра. Священник отец Виктор.

с. Скуратово – храм в честь иконы Божьей Матери «Знамение». Священник отец Глеб.

с.Удельные Уты – храм в честь Сергия Радонежского. Священник отец Алексий.

8. Правила поведения в храме:

1) индивидуальная работа учащихся с карточками

 

Ребята, во всех общественных местах существуют определенные правила поведения,

и в храме мы должны знать как вести себя правильно, соблюдая церковный этикет.

- Вы сейчас поработаете с карточками и из всех предложенных правил выберете те, которые касаются поведения в храме.

Вести себя тихо. не разговаривать;

Не чавкать за столом;

Отключить сотовый телефон;

Не вертеться и не смотреть по сторонам;

Уступать место старшим;

Внимательно слушать священника.

(Дети называют по очереди нужные правила

- Учитель прикрепляет их на доску)

- читают хором

2) Памятки мальчику и девочке

- А сейчас ребята прочитают памятки  для мальчиков и девочек, посещающих храм:

                                                     Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

9.  Закрепление нового материала:

1) работа в паре с карточками (Какие слова лишние? Оставить только те, которые можно увидеть внутри православного храма)

 

 Лес, паперть, мороз, свеча, канун, икона, Родина,купол,  алтарь, дерево, священник, озеро, иконостас, кадило, стихи, Царские врата, колокольня, притвор.

(учитель прикрепляет их на доску)

2) творческая работа (аппликация «Православный храм»)

10. Итог урока

- Ребята, мы сегодня изучили православный храм. Узнали о храмах нашего края.

 Православный храм  – это дом, посвященный Богу.

Храм – это общей молитвы зов.

Храм – это свечи, кресты и иконы.

Храм – это светлая песнь веков.

- И я хочу вам сказать вот о чём, мы живём в многонациональной стране, в которой есть люди другой веры, поэтому мы должны уважать их веру и людей другой веры.

11. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу и я хочу знать с каким настроением вы уходите. Изобразите на смайлике своё настроение.